«Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе. Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы».
“В меру своих сил и возможностей устами своих героев я говорил и буду говорить о настоящей любви, о необходимости ее для духовного здоровья человека, для его счастья”. (Ростислав Плятт)
За почти 50 лет работы в кино Ростислав Плятт снялся, по его словам, «примерно в сорока картинах». Он работал на радио, озвучивал мультфильмы – в том числе читал слова автора в мультфильмах «Слово имеют куклы», «Как львенок и черепаха пели песню», «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье».
Его последней работой стала роль в фильме «Визит к Минотавру».
По воспоминаниям друзей и коллег, его всегда отличали благородство, изысканность и интеллигентность. Тем не менее, он любил пошутить над коллегами и посмеяться над собой. Например, после окончания работы над озвучиванием радиопостановок приговаривал целомудренно, обращаясь к коллегам по цеху. «А не много ли у нас пляттства на радио?».
Ростислав Янович Плятт умел довести до истерики своих партнеров по сцене. Актера Михаила Погоржельского “раскалывал”… на палец.
– Миша, хочешь, я расколю тебя на палец, и ты ничего не скажешь? – спрашивал Плятт.
– Это как?..
– А так. Просто покажу тебе палец, и ты поплывешь.
– Да ладно, – отмахивался Погоржельский, который был патологически смешлив.
– Спорим на бутылку коньяку?
Шла сцена. Плятт почему-то очень внимательно смотрел на Погоржельского, тревожно разглядывая его усы, потом спокойно показывал ему указательный палец, и тот начинал колыхаться, вздрагивать и уходил со сцены. Объяснить это было невозможно.
ГОНЕЦ
Однажды актер Михаил Консовский (принц в фильме “Золушка”) рискнул разыграть Плятта. В спектакле “Стакан воды” он появился в роли гонца, которому дают поручение куда-то немедленно отбыть с бумагами. Эпизод на десять секунд, не больше. Консовский возник в образе дряхлого 97-летнего старца. На требование Плятта немедленно отбыть с бумагами он реагировал неадекватно:
– Ась?
В атмосфере зарождающегося безумия Плятт повторил требование.
– Кого это? – заскрипел “гонец”.
Сцена мучительно затягивалась. Ростислав Янович силой впихнул старцу бумаги, которые, разумеется, тут же вывалились из его слабеющих рук. Давясь и отворачиваясь в кулисы, все персонажи начали собирать листы. Кончилось тем, что, собрав бумаги, Плятт схватил гонца на руки и вынес со сцены.
ПЕЛЬМЕШКИ
Грамотно, элегантно, не нарушая хода сцены, “расколоть” партнера всегда считалось своего рода шиком у актеров – больших и не очень. Тут были мастера своего дела – шоумены высшей пробы. И среди них долго первенствовал Ростислав Янович Плятт. В чопорной пьесе с конфликтом между хорошим и очень хорошим он вдруг выносил на сцену чудовищных размеров блюдо с бутафорскими пельменями и назойливо предлагал отведать партнерам…
ПЕСНЯ
В темпераментной сцене с Марецкой Ростислав Плятт появился почему-то охрипшим, хотя его персонаж должен был запеть по ходу действия.
– В чем дело?! Что с тобой?! – поперек текста спросила Марецкая, знавшая за Пляттом многие кренделя.
– У меня катар верхних дыхательных путей, – пожаловался Ростислав Янович театральным шепотом.
– Пой нижними! – без паузы предложила хозяйка Театра имени Моссовета.
И Плятт запел “нижними”. Это была отдельная песня…