Именно эта картина стала для многих зарубежных зрителей киноучебником Великой Отечественной.
Студент ГИТИСа Юрий Озеров в 1939-м был призван на срочную службу, а в 1941-м попал на фронт. Во время взятия Кенигсберга Юрий дал себе слово, что если вернется живым, то снимет о войне кино.
Став режиссером, Озеров не сразу обратился к теме Второй мировой войны. Толчком стал американский фильм 1963 года «Самый длинный день». По версии авторов, основную роль в победе над фашизмом сыграл именно Западный фронт. О том, что происходило на Восточном фронте, о героической борьбе нашего народа, о его жертвах по имя Победы в киноленте попросту умалчивалось. Картина произвела оглушительно тягостное впечатление на Озерова.
И он взялся за создание киноэпопеи, которая соединила в себе черты документального и художественного кино. Перед съемками Озеров пообещал, что американцы побледнеют, увидев на экране правду о Второй мировой войне.
Главным консультантом Озеров хотел видеть Маршала Советского Союза Георгия Жукова. Но он в то время находился в опале, и его кандидатура не была одобрена начальством. Тем не менее, Жуков передал режиссёру свои мемуары, которые легли в основу сценария. Он также предложил кандидатуру Михаила Ульянова на свою роль; с ролью Жукова актёр не расставался долгие годы, исполняя её и в фильмах других режиссёров
В «Освобождение» вошло пять фильмов, на съемки которых ушло пять лет.
Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам времен 40-х годов. Все это делалось с документальной точностью. Был создан штаб съемок, утверждены карты, на которых обозначались направление движения пехоты. По секундам синхронизировалось начало движения пеших частей и авиации. Саперы закладывали взрывы на три дубля. Озеров, сидевший на вышке и руководивший съемками, требовал досконального исполнения плана батальных сцен. И потому редко какая сцена снималась с одного дубля.
Наше кино 🎬