Семья Чеховых была щедро, по-русски одаренной. Светлый ключ таланта пробивался чуть ли не в каждом из семьи.
Дед Антона Павловича, Егор Михайлович Чех, был крестьянином Воронежской губернии, крепостным помещика Черткова, отца известного толстовца. Егор Михайлович обладал упорством, организаторскими и административными способностями, ясным умом.
У него была цель в жизни, мечта, к осуществлению которой он шел неуклонно, педантически отказывая себе во всем. Это была мечта о свободе для себя и своих детей. И она осуществилась. За большую по тем временам сумму в три с половиной тысячи рублей Егор Михайлович выкупился у своего помещика с женой и тремя сыновьями. Денег не хватило на выкуп дочери, но помещик смилостивился и отпустил на волю и её.
Отец писателя уже был мещанином-купцом и держал бакалейную лавку.
Одаренность отца была разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке. Любовь Антона Павловича к музыке была связана с отцовским влиянием. Кроме музыки, Павел Егорович увлекался и живописью. Он писал красками, занимался иконописью. По вечерам он разыгрывал дуэты на скрипке со своим вторым сыном, Николаем.
Главным его чудачеством был созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам.И именно этот хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.
Антон Павлович говорил о себе и о своих братьях и сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
В отношениях Павла Егоровича к детям господствовала жесткая требовательность, палочная, в буквальном смысле слова, дисциплина. Когда Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего самый режим Жизни был не очень детским: это был почти каторжный трудовой режим. Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра и до 11 вечера; кроме «мальчика», наемных служащих у него не было. Заботу о лавочке Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей. Кроме того, дети учились ремеслу. Унизительные телесные наказании, тяжелый трудовой режим, постоянное недосыпание — таковы черты детства Чехова, столь не похожего на благословенное детство, поэзия которого встает перед нами со страниц Льва Толстого, Аксакова, Алексея Толстого («Детство Никиты») и других писателей, вышедших из дворянско-помещичьей среды.
А потом родитель и вовсе разорился, а юному Чехову пришлось зарабатывать на жизнь частными уроками.
Но Антон Павлович сумел отделить полезное от вредного в воспитании Павла Егоровича. Его отношение к своему отцу, несмотря на всё мрачное и тяжелое, что стояло между ними, было и уважительным и любовным.
Павел Егорович хотел сделать своих детей разносторонне образованными людьми. Он чувствовал, что, будь он образованным человеком, он мог бы сделать что-то полезное, важное для людей. И он хотел, чтобы его дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.
Профессию врача Чехов постигал в Московском университете. Среди профессоров были Склифосовский и Захарьин. После окончания учебы писатель работал уездным врачом, был заведующим больницей.
В 1899 году Чехов награжден орденом святого Станислава III степени и, тем самым, приобрел права потомственного дворянства. Удивительно, что писатель никогда не упоминал об этом факте. Есть даже мнение, что он не принял награду. Во всяком случае, подлинник царского указа обнаружили только в 1930 году. Но землевладельцем Чехов все же стал. Купил имение. Вот как он писал об этом Билибину: «Волею судеб покупаю себе угол не в Малороссии, а в холодном Серпуховском уезде, в 70 верстах от Москвы. И покупаю, сударь, не 10 – 20 десятин, как хотел и мечтал, а 213. Хочу быть герцогом».
В Мелихове Чехов сам обустраивал сад и занимался благотворительностью.
Свои ранние произведения Чехов подписывал именем «Антоша Чехонте», а вообще у писателя было более пятидесяти различных псевдонимов.
Всю свою сознательную жизнь писатель занимался благотворительностью. Помогал собирать средства для постройки сельских школ и санаториев для малоимущих крестьян. Безвозмездно работал доктором как волонтер.
Помимо длинного списка того, кем он являлся (писатель, драматург, публицист, врач, общественный деятель), в 1900 году Чехова избрали почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской академии наук . Но уже через 2 года он отказался от звания из-за того, что Николай II аннулировал избрание Горького в академики.
К тому же Антон Павлович еще и неплохо разбирался в человеческой психологии.
Обладая этими профессиональными навыками и жизненным опытом, он вывел некие постулаты для достижения человеческого счастья. Причем это счастье, следуя его рекомендациям, доступно абсолютно всем, за исключением совсем тяжелых жизненных ситуаций.
Прочитав его тезисы, вы удивитесь, насколько жизнь – простая штука, и ощущение счастья достичь не сложно.
“Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно. Для этого недостаточно выиграть 200 000, получить Белого Орла, жениться на хорошенькой, прослыть благонамеренным — все эти блага тленны и поддаются привычке. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно:
а) уметь довольствоваться настоящим и
б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже».
А это нетрудно:
Когда у тебя в кармане загораются спички, то радуйся и благодари небо, что у тебя в кармане не пороховой погреб.
Когда к тебе на дачу приезжают бедные родственники, то не бледней, а торжествуя восклицай: «Хорошо, что это не городовые!»
Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
Если твоя жена или свояченица играет гаммы, то не выходи из себя, а не находи себе места от радости, что ты слушаешь игру, а не вой шакалов или кошачий концерт.
Радуйся, что ты не лошадь конножелезки, не коховская «запятая», не трихина, не свинья, не осёл, не медведь, которого водят цыгане, не клоп…
Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный…
Радуйся, что в данную минуту ты не сидишь на скамье подсудимых, не видишь пред собой кредитора и не беседуешь о гонораре с Турбой.
Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?
Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что у тебя болят не все зубы.
Радуйся, что ты имеешь возможность не читать «Гражданина», не сидеть на ассенизационной бочке, не быть женатым сразу на трех…
Когда ведут тебя в участок, то прыгай от восторга, что тебя ведут не в геенну огненную.
Если тебя секут березой, то дрыгай ногами и восклицай: «Как я счастлив, что меня секут не крапивой!»
Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
И так далее… Последуй, человече, моему совету, и жизнь твоя будет состоять из сплошного ликования.”