родился Сергей Дягилев.
Очаровательный и несносный, сентиментальный и вспыльчивый, всеобщий любимец и по большому счету очень одинокий человек — он был загадкой даже для своих современников. Современники называли Дягилева «крестоносцем красоты».
В российской культуре этот человек занимает особое место: именно он «прорубил окно в Европу» русскому искусству.
С 1907 года Дягилев организовал регулярные «Русские сезоны» за границей, которые имели ошеломляющий успех.
В его сезонах в разные годы участвовали Шаляпин, Рахманинов, Стравинский, Фокин, Бенуа и многие другие. Именно Дягилев сумел вывести их на лучшие сцены Европы и Америки.
Во Франции он был оценен сполна: в Париже есть площадь Дягилева. В Москве же нет даже переулка его имени.
Дягилев не умел проигрывать. Он был честолюбив, азартен, принимал всякий вызов. Дискуссия о высоком искусстве, теннисный матч, разногласия с деловыми партнерами или пустяковое шуточное пари — ему было все равно, в чем состязаться.
Дягилев не был бизнесменом. Он не зарабатывал денег ни выставками, ни балетными сезонами, все его предприятия держались на плаву за счет меценатов и инвесторов. Его потребности были скромными, учитывая его славу в Европе и размах его постановок.
Дягилев бывал вполне счастлив, если после всех расчетов у него оставалось достаточно денег, чтобы в конце сезона съездить в любимую Венецию.
Серж Лифарь писал в своей книге: «Он тратил миллионы и миллионы на своих артистов и практически ничего на себя. У него было 2 костюма, один серый и один синий, пиджак для приемов, полный вечерний комплект, летнее пальто и тяжелое зимнее пальто, изъеденное молью. Вот то, что он называл своим богатством, заработанным за жизнь, и умер он бедняком».
* Леон Бакст. Портрет С.П. Дягилева с няней. 1906