Ангола и Намибия на протяжении десятилетий поддерживали хорошие отношения благодаря деятельности колониального сопротивления, которая первоначально началась между СВАПО и Союзом за полную независимость Анголы (Унита), а затем с правящим Народным движением за освобождение Анголы (МПЛА). Связи были настолько глубокими, что правительство Анголы рисковало укрывать борцов за освобождение СВАПО и намибийских беженцев, несмотря на то, что апартеид Южной Африки настойчиво вторгался в бывшую португальскую колонию и поддерживал антикоммунистическое повстанческое движение Жонаса Савимби. СВАПО ответила тем же после прихода к власти в 1990 году: они предложили ангольским гражданам право пользоваться намибийскими больницами и школами и предоставили им общее свободное передвижение вдоль северной границы. Фактически, обе страны открыли границу для своих граждан, чтобы они могли путешествовать без обычных разрешений на пересечение страны в пределах 60 километров внутри страны. Такие дружественные договоренности находятся под угрозой краха. За последние пару лет власти Анголы открыто жаловались на то, что намибийцы пользуются их щедростью. Разногласия между Анголой и Намибией в основном связаны с захватом земель, при этом граждане, преимущественно из региона Охангвена, выделяют себе фермы – забирают общинную землю и приватизируют ее под фермы – и занимаются браконьерством в дикой природе в ангольской провинции Кунене. «Эта проблема создала ненужную напряженность между жителями южной Анголы и намибийскими фермерами, которые пасут там свой скот», — заявил губернатор Охангвены Себастьян Ндейтунга на прошлой неделе на форуме, организованном с целью попытаться решить проблему. «В результате возникли настроения по поводу изгнания намибийских скотоводов из Анголы, основанные на обвинениях в том, что они не соблюдали законы Анголы, якобы устанавливая незаконные заборы и постоянные постройки на участках, где они паслись без необходимого разрешения Власти Анголы», — сказал Ндейтунга. Речь идет не только о животноводстве. Речь идет о привилегиях, жадности и наплевательском отношении правящей элиты Намибии, особенно тех, кто родом из центрального севера Намибии. На встрече в январе, которую провела Нетумбо Нанди-Ндайтва, ныне вице-президент штата, со своим тогдашним коллегой по иностранным делам Тете Антонио из Анголы, обычный общинный фермер в Намибии выразил свое разочарование по поводу людей, которые ставят под угрозу его средства к существованию, выпасая скот в Анголе. Намибийский житель процитировал Питера Шинджалу, который сказал, что люди, которые установили незаконные заборы в Анголе, являются «политиками СВАПО и теми, кто находится в правительстве». Те же самые люди вторглись в регионы Каванго и подкупили вождей племен, чтобы получить большие участки земли, которые они незаконно оградили. После истощения Каванго они продолжили эту тенденцию в Анголе. Нанди-Ндайтва был прав, отметив, что захватчики земель не заботятся о природе и сохранении окружающей среды. Они не только истощают пастбища, но и уничтожают столь необходимые деревья и уничтожают бесценные природные ресурсы. В Анголе, как это произошло в Каванго и в общинах сан в Очосондьюпе, коренных жителей называют «бесполезными, ленивыми или тупыми» за то, что они не эксплуатируют землю. Очевидно, что наши жадные и недальновидные граждане не понимают, что их действия нанесли непоправимый ущерб в результате опустынивания. Такие лидеры, как Нанди-Ндайтва, должны решать проблемы более честно, столкнувшись лицом к лицу с товарищами из СВАПО и правительственными чиновниками, которые являются одними из главных виновников. Если не обуздать культуру жадности, конфликт с Анголой выйдет из-под контроля. Это влечет за собой ужасные последствия не только для окружающей среды, но и для будущих поколений намибийцев и ангольцев. Будьте в курсе событий с The Namibian – вашим источником заслуживающей доверия журналистики. Получите подробные отчеты и мнения всего за 85 новозеландских долларов в месяц. Инвестируйте в журналистику, инвестируйте в демократию – подпишитесь сейчас!