Неделя в кино: что смотреть на экранах с 17 по 25 апреля

В Америке – гражданская война, в Австралии в лесах пропадают люди, в Британии разгораются споры о методах психоанализа. Все это – сюжеты новых фильмов, которые мы вам рекомендуем посмотреть на больших экранах.

ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Нью-Йорк, недалекое будущее. Ли (Кирстен Данст) – знаменитый фотожурналист и репортер, побывавшая ни в одной горячей точке, собирается в Вашингтон, чтобы взять интервью у Президента еще недавно могущественной страны, а теперь распавшейся на отдельные штаты. На момент начала фильма в США уже вовсю полыхает гражданская война, «Западные штаты» (обычно противоположно политически ориентированные Техас и Калифорния) объединяются против войск президента. На новом американском флаге всего две звезды. А что случилось? Президент нарушил Конституцию, пошел на третий срок, устранив своих конкурентов и дал приказ стрелять по собственному народу. Президент меж тем дрожащим голосом репетирует речь о том, что «победа никогда еще не была так близка, и американский народ никогда так не сплачивался перед лицом врага», но, похоже, сам себе не верит.
В опасное путешествие через всю страну Ли берет с собой напарника Джоэла (Вагнер Моура), а также старого и толстого журналиста Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон), и совсем еще желторотую Джесси (Кэйли Спейни), которая «хочет быть, как Ли». Так они и едут в фургоне через полыхающую страну и фиксируют пытки, казни, горы трупов в ямах и прочий ад. Кто в кого и за что стреляет разобрать невозможно, но такова уж гражданская война.
На глазах у всего мира Америка уничтожает сама себя. Некоторые там «политикой не интересуются», а потому продолжают делать вид, что ничего не происходит и торговать модной одеждой под охраной снайперов.
Мне посчастливилось сделать интервью с режиссером и сценаристом фильма Алексом Гарлендом – британским писателем и интеллектуалом, сценаристом фильмов «Пляж»» м «28 дней спустя», режиссером «Рода мужского», «Из машины» и «Аннигиляции». «Падение империи» (оригинальное название – «Гражданская война») – лучший из его фильмов, яркое политическое высказывание (кстати, отец режиссера Ник Гарленд был очень известным политическим карикатуристом). В интервью (оно опубликовано на Кинопоиске) Гарленд рассказывает, что ему было принципиально важно, чтобы его герои-журналисты, работали по старинке, то есть не были политически ангажированными. Но тем не менее, журналисты в фильме следуют вместе с сепаратистами и явно испытывают неприязнь к президенту. По дороге они, рискуя собственными жизнями, стремятся заснять как можно больше военных преступлений, лезут в самое пекло – под дубинки и пули, но, снимая жертв, они даже не пытаются их спасти. Гарленд также утверждает, что его фильм, как и репортеры, политически не ангажирован и что это история о том, как ультра-консервативный и ультра-демократический штаты объединяются, чтобы противостоять «президенту-фашисту». Тем не менее, фильм выходит в США в год выборов и явно намекает аудитории на то, что Трампа выбирать не следует.
Российский прокатчик изначально хотел назвать фильм «Падение Америки», но студия А24 такую локализацию не согласовала. По утверждению режиссера этот фильм не только про Америку, он про всех и для всех. Сказав режиссеру в интервью, что в России фильм называется «Падение империи», я спросила, каждая ли империя однажды падет. Гарленд ответил – «да, и не в силу внешних обстоятельств, а потому, что империи разрушают сами себя».

ГОРОД ТАЙН. ИСЧЕЗНУВШАЯ
Фильм из далекой Австралии. Экранизация нового мирового бестселлера Джейн Харпер «Силы природы». В 2021 году режиссер фильма Роберт Коннели вместе с исполнителем главной роли Эриком Баной («Троя», «Черный ястреб», «Жена путешественника во времени») уже экранизировали этого автора – фильм «Город тайн» рассказывал историю детектива Аарона Фалька, который возвращается в родной город на похороны друга, который, по слухам перед собственным самоубийством убил жену и ребенка. Сомневаясь в этой версии, Фальк берется за расследование. В новом фильме – снова детектив Фальк, который пытается найти таинственно исчезнувшую девушка. Вместе с подругами-коллегами она отправилась на корпоративный тимбилдинг в горы. В результате не вернулась, и стало их четыре. Допрашивая вернувшихся Фальк чувствует, что они чего-то не договаривают. Каждая из них рассказывает свою версию случившегося, и в результате все четверо оказываются под подозрением. К тому же федеральному детективу Фальку палки в колеса вставляется местные копы, которых бесит присутствие федерала, и уж совсем непонятно, зачем разыскиваемая звонила этому федералу перед тем, как исчезнуть.
Действие происходит в диких австралийских лесах. И это хороший повод совершить виртуальное путешествие на этот далекий континент. История эта жуткая, но захватывающая, крепкий детектив с держащей интригой и непредсказуемой развязкой. Преступление будет раскрыто, зло наказано, справедливость восторжествует – это закон жанра. Но в данном случае важен не результат, а процесс – Аарон Фальк, возможно, новый Эркюль Пуаро: мы заранее знаем, что он раскроет преступление, интересно то, как именно он это сделает.

ПО ФРЕЙДУ
Энтони Хопкинс («Отец», «Молчание ягнят») и Мэттью Гуд («Игра в имитацию», «Аббатство Даунтон») сыграли основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и автора цикла повестей «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Они знакомятся на одном из последних сеансов ученого. Режиссер фильма – Мэтт Браун («Человек, который познал бесконечность»).
По сюжету фильма, в 1939 году основатель психоанализа Зигмунд Фрейд приглашает писателя Клайва Стейплза Льюиса к себе домой для того, чтобы обсудить с Льюисом (чьи «Хроники Нарнии» позднее принесут ему признание) взгляды молодого человека и последствия, которые может принести слепая вера. Но у Льюиса есть смелость молодости, которая подогревает интерес 83-летнего Фрейда. Тем временем дочь профессора Анна Фрейд планирует раскрыть своему отцу правду о том, как его сильная привязанность повлияла на нее. Для Анны важно рассказать все отцу, который провел годы, анализируя Анну и других членов семьи, потому что болезнь, с которой Фрейд боролся в течение долгих лет, набирает обороты. Состояние Фрейда еще больше подогревают дискуссию, в которой двое мужчин задают друг другу вопросы о науке, вере, любви, состоянии человека и о том, что разделяет – но может и объединять – стремления разума и потребности души.
В основу фильма режиссера и сценариста Мэтта Брауна легло произведение драматурга Марка Ст. Джермейна, исследовавшего вопросы, с которыми сталкивается каждый из нас: исторический момент, свободу воли и веру, а также рассматривающий то, как два гения находят связь через, казалось бы, непреодолимую разницу.
В жизненно важный, драматический момент истории выражение наших глубочайших убеждений становится моральной необходимостью. Но когда это убеждение сталкивается лицом к лицу со своей противоположностью, расстояние между нами может показаться таким же неуловимым, как забытое воспоминание, как туман в лесу. Именно тогда решающее значение имеет связь, а не просто убежденность.
В фильме подобная конфронтация происходит между Зигмундом Фрейдом, австрийским неврологом и профессором, чьи труды по психоанализу (включая «Толкование сновидений» 1900 г., «Остроумие и его отношение к бессознательному» 1905 г., «По ту сторону принципа удовольствия» 1920 г.) создали революционное, совершенно новое исследование человеческого разума и целую сферу в психологии, и молодым писателем и теологом из Оксфорда, К.С. Льюисом.
Идеи этих ярких исторических фигур до сих пор находят отклик в современной культуре и науке, спустя годы после написания их трудов. Несмотря на то, что вся дискуссия является вымышленной, в ее основу легли интеллектуальные принципы Фрейда и Льюиса. Пьеса Ст. Джермейна была основана на серии лекций по теориям Фрейда, которые доктор Армонд М. Николи мл. читал в Гарварде на протяжении 35 лет начиная с 1967 года; позднее они были дополнены учением Льюиса.