▪️Сценарий фильма был написан по мотивам повести Василя Быкова «Сотников».
▪️При подборе актера на роль Сотникова Лариса Шепитько предлагала держать все время в голове образ Иисуса Христа, хотя вслух об этом говорить было нельзя. В конце концов, не без труда на эту роль был утвержден Борис Плотников.
▪️На роль Рыбака было просмотрено 20 актеров, и только 21-м стал Владимир Гостюхин — яркий, харизматичный и темпераментный.
О работе с Шепитько Плотников отзывался как о «встрече с живым гением».
Похожего мнения о режиссёре фильма придерживался и Василь Быков, называвший её «Достоевским в юбке». Быков вообще очень ценил Ларису Шепитько и как-то даже признался, что если бы встретил её раньше, то, возможно, написал бы «Сотникова» по-другому.
Владимир Гостюхин описал съёмочный процесс не как игру, а как «смерть в каждом кадре».
«Восхождение» находилось на грани запрета. Основным обвинением было то, что вместо саги о партизанах Шепитько снимает религиозную философскую притчу.
Вмешался муж Шепитько, режиссер Элем Климов. Он в обход всех прочих инстанций пригласил на специальный просмотр первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова (в годы войны он сам был партизаном; более того, в 1942 году оккупанты повесили за сотрудничество с партизанами его мать). Изначально настроенный скептически, Машеров уже через 20 минут плакал. В результате фильм был принят без единой поправки.
Любая картина личная, но желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни.
Лариса Шепитько
Наше кино 🎬