Станислав Стремидловский
Ватикан. Католическая церковь. Иллюстрация: REX
Папский Урбанианский университет провел в Риме конференцию под девизом «Сто лет Concilium Sinense: между историей и настоящим». Она была посвящена столетию первого и пока что единственного собора Католической церкви в Китае, который прошел в 1924 году в Шанхае. С видеообращением к участникам конференции обратился папа Римский Франциск . Как отмечает Vatican News , понтифик напомнил, что многие из делегатов Шанхайского собора происходили из других стран и прежде они не были готовы принять во внимание возможность вверить поместную общину священникам и епископам, родившимся в Китае. Но в итоге пастыри, благодаря настойчивости первого апостольского делегата в Китае архиепископа Чельсо Костантини , приняли важные решения, благодаря которым Церковь в стране стала всё больше приобретать «китайские черты».
Действительно, среди 45 архиереев Католической церкви в Китае, принявших участие в Шанхайском соборе, было лишь два китайца на фоне 17 французов, десяти итальянцев, пяти испанцев, пяти бельгийцев, четырех голландцев и двух немцев. Выступивший на конференции в Риме шанхайский епископ Джозеф Шен Бин назвал это следствием Опиумных войн, когда иностранные державы вмешивались и в религиозные дела в Китае «под предлогом заключения неравноправных договоров». Западные католические миссионеры монополизировали церковное управление, дискриминировали местное духовенство и имели «глубоко укоренившиеся предубеждения против традиционной китайской культуры, политической и социальной действительности». Постепенно, по мере роста национального самосознания китайского народа конфликт между Церковью и народом усиливался, а ненависть к католицизму усугублялась, добавил епископ. «Западный акцент» Католической церкви в Китае сохранялся и после Шанхайского собора. До момента образования Китайской Народной Республики лишь в 29 из 137 епархиях были епископы-китайцы, а из 20 архиепископов ими являлись только трое.
Этот исторический аспект, о котором говорили не только Джозеф Шен Бин, но и государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин и префект Дикастерии по евангелизации кардинал Луис Тагле , важен в контексте развития диалога между Ватиканом и Пекином об обустройстве Католической церкви в Китае и восстановлении полноценных дипломатических отношений между Святым престолом и КНР. Политика «китаизации» религий, проводимая китайскими властями, вызывает критику ряда католиков, что инструментально используют западные правительства. Однако Ватикан не видит проблемы. При понтификате папы Франциска кардинал Паролин выступает в роли архитектора ватиканской политики на китайском направлении. Наиболее зримыми плодами её стало заключенное в 2018 году временное соглашение о назначении епископов, направленное на примирение находящейся в общении со Святым престолом так называемой «подпольной Церкви» и созданной в 1957 году коммунистическими властями Китайской католической патриотической ассоциации (ККПА).
В этом году временное соглашение должно быть продлено на очередной срок. Как сообщил китайскому изданию Global Times директор Института религиозных исследований Шанхайской академии общественных наук Янь Кэцзя , принимавший участие в конференции в Риме, «продление соглашения не является проблемой, но стоит ожидать дальнейшего прогресса». Речь идет о заявлении кардинала Паролина о том, что Святой престол хотел бы открыть постоянное представительство в Китае. После чего представитель МИД КНР Ван Вэньбинь в ходе брифинга отметил, что Пекин готов сотрудничать с Ватиканом ради стабильного улучшения диалога, стороны поддерживают взаимодействие, углубленно разговаривают по вопросам двусторонних отношений и «горячих точек» в мире, укрепляют взаимопонимание и доверие. Наблюдатели полагают, что моделью восстановления дипломатическим отношений между Святым престолом и Китаем может стать вьетнамский процесс. В марте прошлого года Ватикан и Ханой достигли договоренности о постоянном представителе и постоянном представительстве Святого престола во Вьетнаме. В декабре на должность полпреда был назначен архиепископ Марек Залевский , ранее являвшийся делегатом-нерезидентом.
Что касается Пекина, то с ним пока что всё более сложно. Если занимавший на тот момент пост вьетнамского президента Во Ван Тхыонг в июле 2023 года посетил Рим, где встретился с папой Франциском, а секретарь Святого престола по связям с государствами архиепископ Пол Галлахер в апреле сего года совершил визит во Вьетнам, то на китайско-ватиканском треке такого уровня контактов не прослеживается. Более того, Ватикан является одним из немногих государств, признающих Тайвань. 20 мая состоялась инаугурация нового президента Тайваня Лай Циндэ . Святой престол отправил на неё своего представителя – апостольского нунция на Филиппинах архиепископа Чарльза Джона Брауна . А после заявления кардинала Паролина о желании открыть в Пекине постоянное представительство МИД Тайваня подверг критике Китай за «неоднократные нарушения» временного соглашения о назначении епископов и «подавление свободы вероисповедания». Такие действия рискуют сыграть негативную роль в диалоге Святого престола с КНР. Хотя нельзя исключать и того, что Пекин все же заинтересован в поддержании дипломатического канала между Ватиканом и Тайбэем, рассчитывая воспользоваться им при необходимости.
Однако главной проблемой восстановления ватикано-китайских дипломатических отношений является статус представителя Святого престола. Апостольский делегат и тем более апостольский нунций в стране своего пребывания контролирует местный епископат (обычно национальную или многонациональную конференцию католических епископов) и играет важную роль в назначении епископов. Во Вьетнаме, который приводят в качестве модели для Китая, существует единая Католическая церковь. Но в самой КНР часть материковых епископов относятся к Китайской католической патриотической ассоциации, а она находится под контролем департамента по работе с Объединенным фронтом Коммунистической партии Китая. Согласится ли Пекин в случае появления постоянного представительства или нунциатуры передать Святому престолу права на ККПА или же Ватикану придется уступить китайским коммунистам по этому вопросу? Время покажет.