В Национальный день коренных народов мы приглашаем вас на экскурсию по 11 коренным народам, признанным государством Чили.
Более 2 миллионов чилийцев объявляют себя принадлежащими к коренному народу, из них 1,7 миллиона объявляют себя принадлежащими к народу мапуче, 156 тысяч объявляют себя аймарами, а 88 тысяч признают себя диагуитас — тремя наиболее многочисленными народами Чили. По данным последней переписи населения (2017 г.). Государство Чили посредством Закона № 19 253 признает мапуче, аймара, рапа-нуи, атакаменьос или ликан-антай, кечуа, колла, чанго, диагита, селькнам, кавескар и яган в качестве основных коренных народов Чили. В национальный день коренных народов мы кратко рассмотрим некоторые ключевые данные о каждом из них.
аймара
Согласно официальным данным, аймара являются вторым по численности коренным народом Чили (после мапуче) и в настоящее время идентифицируются по своему языку, андской культуре и землям, на которых они обитают, в регионах Арика и Паринакота, Тарапака и Антофагаста. . Сообщества аймара занимают высокогорное плато, простирающееся на огромную территорию, охватывающую окрестности озера Титикака (Боливия), чилийскую Норте-Гранде и северо-запад Аргентины.
Среди художественных форм аймара выделяется текстильное искусство, которое отличается своим техническим совершенством и утонченностью и в основном предназначено для изготовления одежды и церемониальных предметов. Музыка и танец — два очень важных выражения культуры, а изготовление серебряных украшений и предметов ритуального использования — еще одна форма искусства, которой выделяется этот город.
Атакаменьо или Ликан Антай
Атакаменьос или Ликан Антай занимают долины, оазисы и ущелья Салар-де-Атакама и верхний бассейн реки Лоа и ее притока, реки Саладо, в коммунах Калама и Сан-Педро-де-Атакама, оба в регионе Антофагаста. Языком Атакаменьо является Кунза. Многие из ее членов называют себя Ликан-Антай, что на языке Кунза означает «жители территории».
В искусстве Атакаменьо выделяются керамика, плетение корзин, текстиль, ювелирное дело, танцы и музыка, а его традиционная экономика основана на сельском хозяйстве и животноводстве.
кечуа
Кечуа определяются как этническая группа, основанная на их языке кечуа. Их общины расположены в районе Оллагуэ и на реке Сан-Педро, притоке реки Лоа (в регионе Антофагаста). Этот регион имеет исторические связи с Салар-де-Уюни (Боливия), а также экономические связи с бассейном реки Лоа и тихоокеанским побережьем. Кроме того, общины кечуа были созданы в оазисе Маминья, а также в городах Киписка и Миньи Минье, коммуна Посо Альмонте (регион Тарапака). Их экономика основана на животноводстве и сельском хозяйстве, и сегодня они сохраняют гончарное и текстильное искусство как ремесла.
Дюймы
Коллас в настоящее время занимают часть пустыни Атакама, некоторые ущелья в предгорьях и на окраине пуны провинций Копьяпо и Чаньяраль (регион Атакама), хотя некоторые из их представителей проживают в городах и поселках.
Его традиционная экономика основана на животноводстве и, в меньшей степени, на сельском хозяйстве. Между тем, текстильное ремесло с использованием ткацких станков и палочек – одно из художественных занятий женщин Колла, организованное на базе мастерских или индивидуальных предприятий.
Чангос
Народ чанго является наследником прибрежных морских традиций регионов Антофагаста, Атакама и Кокимбо. Его самым отличительным символом является плот из волчьей шкуры, уникальный дизайн в истории мореплавания. Они были приспособлены к процветанию в прибрежной полосе, где почти нет пресной воды, растений и животных; Поэтому они не развивали земледелие и животноводство.
Сегодня чанго признают море и бухту ключевыми символами своей идентичности, в которой развивалось существование их предков и их предков. Море, помимо ресурсов, которые оно предоставляет, живет своей собственной жизнью.
Народ чанго был официально признан коренной чилийской этнической группой в соответствии с законом, принятым в 2020 году. Около 4000 человек признаны частью этой этнической группы.
Диагитас
Первоначально диагитас жили по обе стороны Анд. В Чили до прихода испанцев они занимали долины Норте-Чико — Копьяпо, Уаско, Эльки, Лимари-Чоапа, в районах Атакамы и Кокимбо.
Именно в долине Уаско, особенно в реке Трансито, вновь проявляется процесс этнизации диагита, присутствие которого определяет признание диагитас в 2006 году, когда в Закон о коренных народах № 19 253 были внесены изменения, чтобы включить их в число коренных народов Чили. .
Гончарное дело (кувшины и столовая посуда) и производство текстиля — два традиционных ремесла.
Рабануи
Рапа-Нуи или остров Пасхи расположен в центре южной части Тихого океана, в 3700 километрах от континента, и является частью региона Вальпараисо.
80% населения сосредоточено в Ханга-Роа, городе, который является столицей острова и провинции и имеет пять рыбацких бухт (Ханга-Пико, Ханга-Роа-Тай, Ханга-Хоону или Лаперуз, Ханга-Нуи и Ханга). Те’э на Вайху). Остальная часть населения проживает в сельской местности острова.
Его экономика основана на сельском хозяйстве, которое дополняется морскими продуктами, такими как мелкие моллюски, и рыбой, такой как тунец. Незадолго до 690 года нашей эры монументальная религиозная архитектура возникла в прибрежном секторе благодаря аху, каменным платформам, на которых воздвигались моаи, поодиночке или рядами до пятнадцати человек.
Мапуче
Это самый крупный коренной народ Чили, составляющий 78% тех, кто считает себя коренным народом. Сегодня общины мапуче расположены от реки Биобио и ее притока реки Кеуко на севере (регион Биобио) до Чилоэ (регион Лос-Лагос) на юге.
Мировоззрение мапуче отличается огромным богатством и разнообразием и связано с устройством мира, формами материального и символического выражения, которые выражаются в обрядах, церемониях и в природе.
Культурное наследие мапуче очень обширно. В своей нематериальной форме он состоит, среди прочего, из языка мапудунгун, знаний о природе и отношениях между людьми, устной речи, духовных и целительских практик, а также религиозных практик и верований.
Кавескар
Предполагается, что Кавескар прибыл в южные каналы около 6000 лет назад. Теории поселений предполагают, что они пришли с севера, прибыли по маршруту канала из Чилоэ и пересекли перешеек Офки. Также они могли прийти с юга, беря свое начало от охотничьих популяций Восточной Патагонии, ставших мореплавателями.
Первоначально это была группа гребцов на каноэ, кочевников, охотников и собирателей, и они располагались в Пуэрто-Эдене и городе Пунта-Аренас, в регионе Магальянес и чилийской Антарктиды. Их украшениями были ожерелья из ракушек и перьев, а одеждой — кожаные накидки, материал которых варьировался в зависимости от территории (морской лев и олень), а лицо и тело были нарисованы полосками и геометрическими мотивами.
Селк’нам
Селькнамы населяли Большой остров Огненной Земли, который был разделен на два региона: Парик, к северу от Рио-Гранде, с его ветреными лугами, и Херск, к югу от реки, с лесами, горами и озерами. В этой области суровый климат с коротким прохладным летом и длинной влажной холодной зимой.
Однако на острове обитала богатая фауна, включая морских млекопитающих и моллюсков на тихоокеанском побережье, а также гуанако, лисиц и грызунов на атлантическом побережье. Кроме того, по всему региону здесь обитали различные съедобные растения и множество птиц.
Яганес
Ямана или Яган — это название самого южного города, занимающегося каноэ в мире, который занимал острова к югу от Огненной Земли, между проливом Бигль и мысом Горн, последние семьи которого сегодня поселяются в Вилле Укика и Баия-Мехильонес, недалеко от Пуэрто-Уильямса. , регион Магальянес.
Для них характерно то, что они являются кочевым народом, занимающимся охотой, рыболовством и собирательством. Каноэ было центральным элементом их образа жизни и было построено из цельной коры дерева, вырезанной и по форме напоминающей гондолу.
Источник: Конади