Старец Филотей, настоятель афонского монастыря Каракалла, говорит, что ему уже 90 лет и хочет поделиться следующими мыслями, основанными на своем опыте духовной жизни:
Нам очень важно, где Сегодня мир движется с духовной точки зрения. Мы видим, что всего за несколько лет зло добилось больших успехов. И совершенно очевидно, что все это происходит намеренно. Мы видим, что, несмотря на окружение другими народами, далекими от веры, греческий народ, по милости Божией, сохраняет нашу православную веру и благочестие, которые он унаследовал от своих отцов. И теперь он подвергается нападкам со всех сторон. Все это нас очень беспокоит.
Старик также говорит, что сегодня в мире действительно происходят какие-то безумные вещи, такие как Содом и Гоморра. Старец сожалеет, что люди, забыв Бога, настолько увлеклись плотской жизнью, что это уже стало достоянием общественности. Кроме того, они также хотят призвать к этому детей:
Мы также обеспокоены антиевангельскими законами, которые пытаются преподавать даже детям начальной школы и младенцам в детских садах. Эти вредные законы способствуют так называемому «половому воспитанию». Недавно мы видели, что к этому были причастны даже некоторые иерархи Церкви, как это произошло с крещением детей, усыновленных содомянами, причем организовано оно было настолько тайно и подло, что даже епископ не знал, что происходит в епархии. поручено ему. Мы очень обеспокоены всем этим. Куда и к чему мы идем?
Действительно, куда катится мир? Ведь этот вопрос волнует многих. Похоже, поезд на полной скорости мчится в какую-то пропасть, сметая все на своем пути. Слава Богу, в России до сих пор действуют законы, запрещающие распространение всякого разврата среди молодежи. Конечно, этого мало, но все равно лучше, чем в «просвещенной» Европе.
Старец также говорит следующее:
Величайшей жертвой нашего времени является молодежь, которой огромный вред причиняют Интернет, мобильные телефоны и другие электронные устройства. При этом правители целенаправленно культивируют взаимодействие молодого поколения с Интернетом.
Интернет-зависимость оказывает серьезное влияние на молодое поколение. Особенно это касается общения. Сейчас редко можно увидеть людей, просто болтающих в парке. Здесь даже есть телефоны.
Если он говорит о вере, то старик исповедуется:
К сожалению, сегодня религиозность и живое чувство православной духовности нашего народа сильно ослабли. Возникает вопрос. Как нам прийти в себя? Конечно, некоторые из наших христиан остаются твердыми в вере. Многие христиане стремятся к духовному благородству и достойны великих Божьих благословений. Но большой процент людей стал духовно глупым. Они не понимают, что такое исповедь, что такое участие в богослужениях и других таинствах Церкви. Их религиозность очень поверхностна.
Но старец упоминает не только простых мирян, он говорит и о монахах:
Даже мы, сегодняшние монахи, не похожи на монахов прошлого. Как ослабло монашеское покаяние! Помню, что в прежние годы святитель Кино был более ревностным в вопросах веры, когда настоятель Григориатского монастыря о. Георгий (Капсанис), о. Феоклит Дионисиатский, старец наш Ефрем, представитель (антипросоп) монастыря Филофея, старец Евгений и другие.
Как быстро мы тогда реагировали на все возникавшие проблемы – догматические и духовные! Духовная чувствительность Священного Кинота была настолько высока, что он очень быстро выражал свою позицию по различным вопросам.
К сожалению, сегодня, если все будет продолжаться так же, если только не произойдет какое-то непредвиденное событие, благодаря которому все вернется на круги своя. Если мы так ослаблены здесь, на Афоне, что же мы можем сказать о тех, кто живет в мире? Поэтому прежде всего именно мы – жители Святой Горы, духовные отцы, Священный Кинот – должны вернуться к прежним высотам. Мы очень обеспокоены сложившейся ситуацией.
На сколько важных вещей мы закрываем глаза! Простите, но меня очень беспокоит будущее Святой Горы Афон, потому что мы впали в секуляризм. Я даже опасаюсь за безопасность Афона: может быть снято “авато” – запрет на посещение женщинами Святой Горы.
Я не знаю наверняка, произойдет ли это на самом деле, возможно, я ошибаюсь. Видя, что мы, монахи, живущие в таком святом месте, как Сад Пресвятой Богородицы, не имеющем аналогов на земле, стали бесплодными, как поведут себя люди, живущие в мире? Пусть Пресвятая Богородица хранит всех нас.
На самом деле эти переживания не беспочвенны. В течение последних двадцати лет на Святой Горе происходили различные споры и потрясения по разным вопросам. Монашество, как он сам признает, уже не то.
Я помню, что и Паисий Святогорец говорил, что новые монахи, пришедшие из этого самого развращенного мира, многое вкусили, прежде чем стать монахами, несут с собой все искаженные понятия духовной жизни. Вместо того, чтобы проявлять смирение и становиться учениками, они становятся последователями. И старец Иоанн Крестьянкин говорил об этом: «Вы ищете старцев? Но его нет, потому что новичков нет, есть только соэкзаменаторы».
Старик также говорит:
В условиях упадка, который мы переживаем сегодня, мы должны прибегнуть к тому, что оставили нам в наследство наши отцы. Какой старый Джордж ушел от нас! Как стар Эмилиан покинул нас! Как стар Паисий ушел от нас! И старец Феоклит Дионисиатский! Как милосердны были все эти старики!
Я уж не говорю о нашем старце Ефреме, который поддерживал нас только тем, что постоянно молился и настойчиво просил нас посеять и взрастить Иисусову молитву в наших душах! Как много оставил нам милосердный старец Иосиф!
Как много оставил нам блаженный старец Ефрем Катунакский! Как они все покинули нас! Неужели нам не с кого брать пример? И все они наши современники. Я даже не говорю о древних отцах. Есть также немало наших новых отцов, живших совсем недавно. Но вместо этого мы впадаем в мирское.
Наверное, такое признание сразу заставит кого-то задуматься, что «везде так, но монахи этого совершенно не выносят, и я тоже!» Но это не послание старика. Напротив, он говорит, что и в монастырях, и в мире каждый должен встать и пойти путем покаяния, делая все, что в его силах, чтобы не потерять истинную веру. Нельзя терять любовь к ближним и Богу, иначе останется только зло.
Как нам сохранить любовь? Как мы можем вернуть ее? Это требует от вас быть очень осторожным! Мы не должны упускать это из виду. Когда наступает легкое расслабление, важно не дать ему усилиться. Мы должны максимально сохранить любовь.
Для этого нужна борьба, духовная брань, исповедание, покаяние. Мы не должны допустить, чтобы наше решение быть с Богом охладело, решение, которое по молитвам Пресвятой Богородицы дал нам Сам Бог. Нам не следует слишком сильно беспокоиться.
Старец говорит, что, как и в мире, монахи иногда судят и поэтому обращается ко всем:
Мы терпим большой вред, когда вместо того, чтобы судить себя, мы судим других и говорим: «Патриарх поступил плохо… Премьер-министр… Архиепископ… Митрополит такой-то нехорошо поступил». Или осуждаем своих братьев: «Посмотрите, что делает этот человек. Просто посмотрите, что делает тот или иной».
Так ослабевает наша ревность и остывает наше духовное горение. Как ужасно это зло, осуждение! Это нас губит. Это ожесточает нашу душу. Это именно то, чего хочет злодей. Так уходит благодать Божия: она уменьшается. Всю благодать, которую мы получаем во время церковных служб, исповеди, дел милосердия и наших стараний, мы теряем в мгновение ока.
Старец также говорит, что Пресвятая Богородица особенно заботится обо всех людях, но на Святой Горе, как многие знают, Она особенно заботится о монахах:
Да хранит нас Пресвятая Богородица в это трудное время, когда мы, отцы последних времен, так слабы! Что за место у нас! В этом святом месте, где так близко к нам Пресвятая Богородица, как Она Сама обещала: «Я буду и Целительницей, и Матерью для монахов Святой Горы, Я позабочусь обо всем, что им нужно – и то, и другое. для души и для тела. Монахи, которые наполнят мой Сад, должны вести войну против нашего общего врага. И я буду сражаться за них в этой битве».
Давайте подумаем: что это значит? Как близка нам Пресвятая Богородица! «Я буду бороться за них», — говорит она. Это значит: «Я помогу им в борьбе с дьяволом». Как прекрасны эти слова о том, что Она защитит нас в бою, как они трогательны!
Как сильно Она заботится о нас! И Она хочет, чтобы мы возделывали Ее Сад как можно лучше личными духовными трудами, как это делали предыдущие отцы. С какой ревностью, с какой борьбой! Какие труды и подвиги они претерпели и в каких лишениях жили? Они всей душой желали такой жизни и такой войны. Они сами просили отдать все, что могут, потерять все земные блага ради небесных благ.
И действительно, в жизни даже простых мирян мы читаем их рассказы о том, как защищает Богородица. На фронтах, на дорогах, в различных ситуациях Богородица является Ее Преосвященством. Благодарны ли мы?
Но он говорил о другом случае:
Как только благочестивые паломники прибывают на Афон, их осенила благодать Божия. Они говорят: «Мы забываем о своих проблемах и заботах. Здесь другой воздух — все благодатно». Это результат тех молитв, которые совершаются на Афоне. Даже атеисты меняются. Однажды в наш монастырь пришел политик, он был настроен очень скептически. Но он изменился.
Когда зазвонил колокол, созывая всех на Божественную литургию, мы пригласили его вместе со сподвижниками в наш главный храм (кафоликон). В храме он наблюдал, как молятся отцы. Их любезный вид и то, что они так долго простояли на службе, произвели на него большое впечатление; он следил за происходящим с невыразимым волнением.
Время от времени я поглядывал на него. Он сказал кому-то: «Здесь невозможно оставаться неверующим: хочешь не хочешь, но надо верить»…
О ситуации в мире он говорит так:
В наши дни любовь стала очень редкой. Мы должны обратить на это пристальное внимание. Простите, что говорю об этом. Я настоящий лицемер, потому что, когда говорю о любви, сам поступаю не так, как следует. Любовь требует, чтобы мы молились и за Патриарха, и за архиереев, и за весь мир…
Архимандрит Филотей. Наместник Афонского монастыря Каракалла. июль 2022 г.
Слава Богу за все!