Сегодня 174-я годовщина смерти героя борьбы за независимость Хосе де Сан Мартина (1778-1850), дата, которая всегда является государственным праздником в Аргентине, если только она не выпадает на выходные. Странно, что страна, отцом-основателем которой он был, предпочла отпраздновать его разочарованную смерть в добровольном изгнании на расстоянии более 11 000 километров в Булонь-сюр-Мер, а не более радостное событие его рождения здесь, на родной земле. Не то чтобы такие даты были чем-то неслучайным — так, Сан Мартин родился в один день с Джорджем Харрисоном и Нестором Киршнером, а также был объединен смертью с Фридрихом Великим, Рудольфом Гессом и Перл Бейли, среди прочих, но можно ли его сравнить с кем-либо из них? – и не потому, что не хватает актуальных выпусков (этот раздел предпочитает оставить другим обозревателям), но поскольку это издание выходит точно в день годовщины раз в шесть лет, давайте остановимся на «Святом меча».
Образ, от которого Освободитель остро нуждается в освобождении – Сан Мартин настолько застыл в мраморе, что его человечность ускользает от нашего понимания. Героический образ, созданный книгой Бартоломе Митре 1887 года История Сан-Мартина и эмансипации Южной Америкичто было гораздо больше мифологией строительства нации, чем серьезной исторической работой. Первый вопрос, возможно, заключается в том, как Аргентинец стал национальным героем, проведя на родине всего 12 из своих 72 лет? Страна даже не называлась Республикой Аргентина при его жизни (до 1860 года) – «великая родина“была континентальной мечтой человека, который также освободил Чили и Перу. Смуглый человек, чьи многочисленные прозвища включали “Индийский,” “Мулатка,” “Парагвайский» (от его рождения в Корриентесе) и «Чоло» кажется маловероятным героем для самой европоцентричной страны Южной Америки.
Если Сан Мартин не был таким уж аргентинцем, то еще меньше он был аргентинцем. портеньопроведя в этом городе менее двух лет своей жизни. Хотя история Аргентины все больше вращалась вокруг этого мегаполиса с тех пор, как он стал федеральной столицей в 1880 году (с Большим Буэнос-Айресом как осью перонизма), он никогда не достигал 50 000 жителей во время пребывания там Освободителя. Если его родной Корриентес и смотрел за пределы своей провинции, то не на столицу, а на видение прибрежного государства, связывающего Парагвай и Уругвай вместе с провинциями Санта-Фе и Энтре-Риос (которая сегодня была бы страной с населением более 17 миллионов человек, не намного отставая от Чили). Но его место в этой части мира было не местом его рождения и не охваченной интригами столицей, а горным воздухом Мендосы, стартовой площадкой для Андской армии, которая освободит Чили и Перу от испанского владычества.
Помимо вопроса о том, каким был аргентинец Сан Мартин, есть предположение, что он был британским агентом, а не освободителем Латинской Америки — увлекательный вопрос для англоязычной газеты. Предположения, рассмотренные в книге Родольфо Террагно Мейтленд и Сан-Мартин. Хотя сэр Томас Мейтленд, колониальный губернатор на Цейлоне (сегодня Шри-Ланка) и Мальте, никогда не был в Южной Америке, он был кабинетным стратегом, который разработал план завоевания Испанской Америки примерно на рубеже 1800-х годов, когда Испания все еще была французским союзником против Британии. План Мейтленда утверждал, что Испанскую Америку нельзя завоевать с Карибского моря или реки Ла-Плата, поскольку она слишком далека от ее центра в Лиме — самый трудный путь вверх по Андам на самом деле был самым легким, и Мендоса была явно рекомендована в качестве отправной точки. Сан-Мартин познакомился с этим планом десятилетие спустя, находясь в Лондоне через масонскую ложу Logia Lautaro, следуя ему дословно, перейдя Анды, чтобы освободить Чили, прежде чем двинуться на освобождение Перу с решающей помощью британской военно-морской эскадры лорда Кокрейна — с той существенной разницей, что к тому времени Испания была британским союзником против наполеоновского вторжения на Пиренейский полуостров. Почему Британия должна нанести такой большой ущерб союзнику, поддержав освобождение Южной Америки? Различные причины, включая поиск выхода для полумиллиона солдат, когда война в Европе закончилась, но трудно игнорировать чистую коммерческую жадность к развивающемуся рынку (начиная с контрабанды оружия для войн за независимость).
Если бы Сан-Мартин был превращен в мраморную статую всех патриотических добродетелей к концу 19-го века, то, возможно, в наши дни и в эпоху без секретов и тайн все было бы иначе — не в последнюю очередь сейчас, когда Альберто Фернандес с каждой минутой все больше теряет свою репутацию. Стало модным применять анахроничные критерии к далекому прошлому — так, на недавно завершившейся Парижской Олимпиаде барон Пьер де Кубертен, основатель современных Игр в 1896 году, был широко осужден за то, что не включил женщин, когда они даже не могли голосовать во всем мире, за исключением Новой Зеландии, Южной Австралии и Вайоминга. По той же абсурдной причине брак Сан-Мартина с 14-летней Ремедиос де Эскалада мог бы привести к тому, что его злонамеренно заклеймят как насильника или даже педофила в сплетнях в социальных сетях. Брак был далек от идеального, поскольку у обоих были свои романы (включая межрасовые отношения между Ремедиос и Бернардо де Монтеагудо), но Сан Мартин не был Альберто Фернандесом.
Нет, Альберто Фернандес – пора прекратить сводить Сан-Мартина к простому человечеству и признать величие человека, который освободил половину континента. Этот эпос привел к тому, что его военная доблесть была восхвалена, но его организационный гений заслуживает большего признания – недавний Нация Газетная статья, подробно сравнивающая питание Олимпийской деревни с логистикой Андской армии, обнаружила, что даже работая на таких экстремальных высотах, Сан-Мартин предлагал более питательную и разнообразную диету. В заключение, столько же человеческого, сколько и сверхчеловеческого.