Дакка: Когда народное восстание в Бангладеш привело к падению правительства во главе с шейхой Хасиной, студент колледжа Алиф Хоссейн считал, что свергнутый премьер-министр получила по заслугам, но снос статуи шейха Муджибура Рахмана в Дакке протестующими 5 августа вызвал у него глубокую обеспокоенность.
«Это было просто неправильно. Он боролся за освобождение нашей страны, он — Отец нации, наш Бангабандху, как он мог так опозориться в порыве гнева», — сокрушался студент из Дакки.
Наследие Рахмана или Муджиба, как его называли в народе, живет в названиях улиц, учреждений, общественных достопримечательностей, в его пламенных речах, произнесенных во время борьбы за независимость, на лицевой стороне бангладешской валюты и, до недавнего времени, в статуях и фресках.
Беспрецедентные протесты ускорили падение предыдущего правительства: 5 августа Хасина бежала в Индию, оставив страну в состоянии политического хаоса.
После своего ухода она навлекла на себя еще большее общественное порицание, а наследие ее отца также стало главной мишенью, поскольку антиправительственные протестующие выместили свой гнев на возвышающейся статуе Рахмана в Биджой Сарани в самом центре Дакки и снесли ее, а кадры этого события транслировались по местным и международным каналам СМИ.
Общественные фрески с изображением Бангабандху («Друг Бенгалии») — прозвища, характеризующего наследие первого президента Бангладеш — были осквернены, а его дом в Дханмонди, где он и большинство членов его семьи были убиты 15 августа 1975 года и который впоследствии был превращен в мемориал, был сильно поврежден протестующими.
В районе Даккского университета ряд настенных панелей на фасаде здания знаменитого Центра преподавателей и студентов (TSC) украшен старинными мозаичными панелями, изображающими легендарных личностей и исторические моменты, такие как подписание Акта о капитуляции пакистанских войск в Дакке 16 декабря 1971 года, что привело к рождению нового государства Бангладеш.
Мозаичная панель с изображением Рахмана была испорчена, его лицо почернело.
В кампусе Даккского университета огромная фреска на стене с изображением Бангабандху была испорчена граффити, разрисованными по всей ее поверхности.
Многие произведения искусства, размещенные на стенах общественных мест в университетской зоне после 5 августа, высмеивают Хасину и ее побег в Индию и восхваляют общественное сопротивление, кульминацией которого стал тот день, который многие бангладешцы теперь называют «Днем Победы» — «36 июля».
От почитания соотечественников до позора его изображений и памятников: наследие Рахмана теперь вызывает много споров в постреволюционном обществе Бангладеш.
«Поколение Z», как многие называют молодых протестующих, родилось после Освободительной войны 1971 года, и политические обозреватели говорят, что их представление о Бангладеш «отличается» от того, что могло быть у поколений до 1971 года.
76-летняя Хасина ушла с поста премьер-министра 5 августа на фоне массовых протестов против ее правительства. Протесты, которые начались в прошлом месяце изначально с требования отменить систему квот, которая резервировала 30 процентов государственных должностей для семей ветеранов, сражавшихся в войне за независимость Бангладеш против Пакистана в 1971 году, позже переросли в антиправительственные демонстрации.
Абдул Мойен Хан, высокопоставленный лидер Националистической партии Бангладеш (НПБ) и бывший министр кабинета министров Бангладеш, раскритиковал Хасину и обвинил ее в «разрушении» нескольких институтов страны, что привело к «восстанию студентов», которое впоследствии было поддержано широкими массами.
«Если бы она была настоящим лидером, она бы не довела страну до такого состояния», — заявил Хан в интервью PTI в Дакке в четверг.
На вопрос о том, подрывает ли принижение наследия Рахмана освободительную войну 1971 года, он ответил: «Нет».
«Это непрерывный процесс, вы должны формулировать и переформулировать, человеческое общество не остается статичным ни в одном месте. Оно (последнее движение) ничего не подрывает», — сказал Хан.
Однако часть жителей Бангладеш испытывает ощутимый страх, что «наследие Муджиба может быть постепенно стерто или сведено на нет», — аргумент, на который возражают сторонники протеста, утверждающие, что «правительство партии Авами Лиг предоставило ему неоправданное место в истории» и «многие спорные аспекты его жизни не были доведены до сведения людей».
Однако Алиф Хоссейн, который учится в колледже в Дакке, призывает к «более зрелому» подходу к изучению истории.
«Оглядываясь назад, мы не можем вернуться и начать нападать на наследие Муджибура Рахмана. История не должна быть стерта, даже если она оспаривается. Его дочь (шейх Хасина) совершила неправильные поступки и столкнулась с последствиями. Но сбрасывать статуи и портить фрески Бангабандху — это просто неправильно», — сказал он PTI здесь.
Напротив TSC находится знаменитый Мемориал Раджу — культовая скульптура, установленная на возвышении, — расположенный на кольцевой транспортной развязке напротив Сухраварди Удьян, национального мемориала, отмечающего место, где 7 марта 1971 года во время борьбы за независимость Рахман произнес историческую речь.
На двух опорах метрополитена Дакки, по одной с каждой стороны мемориала Раджу, ранее были нарисованы огромные фрески Рахмана и Хасины. Во время волнений обе работы были осквернены антиправительственными протестующими и до сих пор стоят запятнанными, оставляя заметный след в наследии Муджиба в Дакке.
Национальный стадион Бангабандху, театр Бангабандху Шейха Муджибура Рахмана Ново и проспект Бангабандху в Дакке носят имя отца-основателя Бангладеш.
Театр Бангабандху Шейха Муджибура Рахмана Ново, открытый в сентябре 2004 года, был создан как неформальное научное образовательное учреждение с целью «искоренить суеверия и слепую веру в обществе и привить людям, особенно студентам, позитивный научный настрой», говорится в описании на его веб-сайте.
Штаб-квартира Авами Лиг находится на Бангабандху Авеню. Партия, созданная в 1949 году под руководством Рахмана, возглавила борьбу за независимость Бангладеш. Недавно ее офисы также подверглись нападению антиправительственных протестующих.
Рахман родился в 1920 году в неразделенной Индии. Бангладеш развивался от президентства Бенгалии до Восточной Бенгалии, Восточного Пакистана и, в конечном итоге, как отдельное государство, возникшее в 1971 году.
Согласно профилю Рахмана на сайте Университета Дакки, «его считают «Джатир Джанаком» или «Джатир Пита» (оба слова означают «Отец нации») Бангладеш».
Тогдашнее правительство Хасины отметило столетие со дня его рождения, объявив 2020–2021 годы «Годом моджахеда».
В нынешней напряженной обстановке в Бангладеш, вызванной антиправительственными протестами, существует некоторая неопределенность относительно будущего наследия Муджиба, но его легенда будет жить.