Между камбоджийскими и тайскими националистами было много споров по поводу выступлений кхмерского или тайского кон тай. Камбоджа была включена в «Список нематериального культурного наследия, подлежащего немедленному сохранению» ЮНЕСКО 28 ноября 2018 года, а Кхон Тай также был включен в «Репрезентативный список нематериального наследия» 29 ноября 2018 года. Однако, чтобы внести ясность и не путать две этнические группы, ниже приводится объяснение вопроса, к какой стороне принадлежит настоящая марионетка или кон тай? И какой из них официально признан?
Конечно, наша культура и цивилизация в Юго-Восточной Азии всегда влияли друг на друга, особенно между соседними странами, а также Сиамом и Камбоджей. Если говорить о характерной форме кукольного театра, то обычно он показывает историю Рамаяны Индии, которая в прошлом была самой влиятельной в религиозном отношении в Юго-Восточной Азии, поэтому не только в Камбодже, но и в Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, Бирме. От этого страдают Индонезия и Малайзия.
Если мы посмотрим на Кхмерский кукольный театр, то правда, что каждый камбоджиец знаком с Кхмерским кукольным театром или Мужским кукольным театром, история которого основана на истории Римкера. Это называется мужской драмой, потому что все актеры мужчины и все носят маски, играющие роли Преа Рима, Преа Лакшама, Йак Сва, Иссея и т. д., в то время как есть только одна девушка, Сита, но она не носит Но. медицинская маска. С другой стороны, кукольный театр существует в Камбодже с 9 века, и его можно увидеть вырезанным на стенах Ангкор-Вата, а также Бантей-Срей. Форма исполнения не требует от персонажей говорить или петь эту песню, а лишь жестикулировать под музыку. Что касается неисполнения женщин в этой пьесе, кроме персонажа Ситы, то сказано, что в прошлом произошел конфликт с буддизмом из-за брахманизма, что вынудило их заключить мир с женщинами.Боги во всех дворцах того времени не могли приводить в танец женщин, потому что при исполнении истории о богах того времени выбирались только женщины-девственницы, поэтому вместо женских персонажей появлялись только мужчины. Кукольный театр также был почти полностью утрачен в результате войн, которые передавались из поколения в поколение, особенно в эпоху Пол Пота, но в Ват Свай Андет до сих пор сохранилась плавучая кукольная пагода.
Кхон Тай, с другой стороны, впервые появился в период Аюттхая между 15 и 16 веками. «Кхон Тай» — драма, основанная на той же истории Reamker. Актеры как мужчины, так и женщины. В прошлом эта тайская драма представляла собой королевскую пьесу, исполнявшуюся только в Королевском дворце, и исполнители должны были быть высококвалифицированными и не позволять обычным людям практиковать этот танец. Но позже, чтобы побудить армию идти на войну, простым людям разрешили заниматься театром.
Однако и театральные представления, и театральные представления занесены в список ЮНЕСКО. Совершенно неправильно, что Камбоджийский кукольный театр является «нематериальным наследием, которое необходимо немедленно сохранить», чтобы сохранить эту культурную ценность, а также оставить ее человечеству на все времена. Таким образом, включение этого объекта наследия не означает, что кукольный театр принадлежит кхмерскому народу, а означает необходимость сохранить кукольный театр в Ват Свай Андет, чтобы он оставался стабильным в Конг-Вонге. Таиланд, с другой стороны, также включил Кхон Тай в список нематериального наследия, но в смысле «репрезентативного нематериального наследия» это означает, что Таиланд разместил свой театр для продвижения богатства искусства, культуры и провозглашения важности Кхонтайцы в своем обществе, а также популяризация средств массовой информации, оставленных из поколения в поколение.
Следует отметить, что и кукольный театр, и тайская драма являются нематериальным культурным наследием, поэтому, как люди, мы должны продолжать вместе сохранять это культурное наследие и больше не ссориться.