Сопровождая доктора Питера Хименеса в археологическом туре в ноябре, я думал, что он расскажет нам о петроглифах озера Чапала. Вместо этого он дал нам новый взгляд на доколумбовую глобализацию, продемонстрировав, насколько похожими на нас были древние жители Мезоамерики.
Благодаря ему тайна, долгое время возбуждавшая мое любопытство, больше не была загадкой.
С самых первых дней в Западной Мексике в 1985 году я был очарован Гуачимонтонес, «круглыми пирамидами», построенными культурой Теухтитлан еще в 200 г. до н.э. Их руины, которые в некоторых случаях прекрасно сохранились, могут можно найти более чем в 50 местах в Халиско и соседних штатах.
Гуачимонтоны были церемониальными центрами, где собирались огромные толпы людей, чтобы услышать об их традициях, отпраздновать фестивали, потанцевать под музыку и посмотреть игры с мячом. Вы можете найти больше о них в моей книге «Путеводитель по Гуачимонтонам и окрестностям Западной Мексики» или в Новости Мексики Ежедневно.
Но тут была загадка…
Исчезающие люди
Раньше археологи рассказывали мне, что в какой-то момент вся деятельность вокруг Гуачимонтоне прекратилась, и люди из круглых пирамид исчезли. К 700 году нашей эры, казалось, их следов уже не осталось.
Эти убеждения были резко опровергнуты в 2008 году, когда были проведены раскопки на месте того, что сейчас является Интерактивный музей Фила Вейганда в Теучитлане. «Повсюду, где мы копали, — рассказал мне археолог Родриго Эспарса, — мы находили артефакты, доказывающие, что Теучитлан никогда не был заброшен».
Как это было возможно? Эти люди все еще были здесь, но они явно оставили свои любимые памятники и обычаи. Почему?
Великие цивилизации, которые не исчезли
В тени высокой сосны, возле группы камней, покрытых петроглифами, Питер Хименес дал нам, слушателям, ключ к разгадке того, почему строители круглых пирамид изменили свое поведение – и, возможно, почему другие великие цивилизации прошлого на самом деле вовсе не исчез.
Кажется, что все эти петроглифы имели только две основные темы: солнце и вода, две темы, наиболее важные для любого, кто пытается выращивать кукурузу.
Питер рассказал нам, что в те времена первостепенное значение имели три цикла: солнечный цикл, кукурузный цикл и ритуальный цикл. Если бы культурная элита могла точно предсказать солнечный цикл, тогда кукурузный цикл стал бы успешным. Все были бы счастливы, а элита могла бы почивать на лаврах.
Если бы вы могли предсказать летнее и зимнее солнцестояние, то вы могли бы предсказать конец засушливого сезона и начало дождей. Точно так же, когда приближался урожай и вам нужно было прекратить дожди, вы могли предсказать их конец.
Клевали крестики, чтобы вести счет дням
Почти в 400 милях к западу от Теухтитлана элита ТеотиуаканаКажется, выработался способ счета дней. Они разработали так называемый клювый крест — конструкцию, расположенную на горизонтальной поверхности из множества маленьких ямок, образующих крест внутри двух концентрических кругов. Помимо прочего, он служил способом чтения и отслеживания 260-дневного календаря.
Правители Теотиуакана делились своими знаниями с элитой других регионов. Клювные кресты стали появляться в различных частях западной Мексики – и это еще не все. Присмотревшись очень внимательно, археологи в этой местности начинают находить глиняные ушные лужи с печатью Тлалока, бога бури, связанного с Теотиуаканом.
«Они очень маленькие», — сказал нам Хименес. «Эти пробки настолько малы, что их долгое время никто не замечал. Теперь мы находим их в Куитцео, в центре Халиско, и даже в Колиме и на юге Сакатекаса. Но дело в том, что такого рода ушей в Теотиуакане не существует!»
То, что мы видим, говорит Хименес, — это «начало создания института, который объединяет элиту в информационную сеть, престижную сеть. Они являются маркерами, говорящими: «У меня есть позиция в глобальном космовидении».
Хименес говорил о классическом периоде мезоамериканской хронологии, но теперь он перешел к раннему постклассическому периоду, с 900 по 1200 год нашей эры. «Даже на юге Нью-Мексико, — сказал археолог, — мы находим изображения Тлалока, нарисованные на горшках. . Теперь эти люди одновременно работали с бирюзой. Таким образом, между 1000 и 1200 годами мы говорим о настоящем буме глобализации в Мезоамерике, особенно в отношении торговли какао и керамикой на основе свинца».
«Торговля из Чьяпаса и Гватемалы через побережье идет в Чичен-Ицу, затем Чичен-Ица отправляет ее в Тулу, а Тула распределяет ее среди всех своих союзников».
Импортное какао в импортной миске
В результате, говорит Хименес, «А фермер в Туле есть доступ к какао и разговаривать (тыква), из которой он ее пьет, импортирована из Чьяпаса. Эти джикары, кстати, путешествовали по западу, вплоть до побережья Тихого океана… и речь идет об огромных количествах.
«В то время как фермер в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, наслаждается чашкой какао, бирюза из Нью-Мексико путешествует вдоль побережья и прибывает в Чичен-Ицу. А медные колокола, изготовленные в Мичоакане, попадают и в Нью-Мексико, и в Чичен-Ицу. Это глобализация».
Высоко над берегом озера Чапала я догадался, почему люди Теучитланской традиции отказались от этой традиции, что заставило археологов поверить в то, что они исчезли. В действительности, где-то между 400 и 700 годами нашей эры они поддались соблазну новых гаджетов, новых причуд, новых идей и новых знаний, избавившись от старых верований и старых обычаев. Другими словами, они делали тогда то, что мы делаем сейчас и всегда делали: отказались от юбок-обручей, карет, париков и пишущих машинок и начали использовать смартфоны. Они были такими же, как мы!