Дарить подарки – любопытная, но важная часть человеческой жизни | Новости

Вы уже запланировали подарок на праздник? Если вы чем-то похожи на меня, возможно, вы будете ждать до последней минуты. Но независимо от того, упакован ли каждый подарок или вы отправляетесь в магазин в канун Рождества, дарить подарки — это любопытная, но центральная часть человеческой жизни.

Пока я исследовал свою новую книгу, “Так много всего”, о том, как человечество стало зависеть от инструментов и технологий за последние три миллиона лет, меня увлекла цель раздачи вещей. Зачем людям просто отдавать что-то ценное или ценное, если они могут использовать это сами?

Для меня как антрополога это особенно важный вопрос, поскольку дарение подарков, вероятно, имеет древние корни. А подарки можно найти во всех известных культурах мира.

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ СИЛА НАСТОЯЩЕГО?

Несомненно, подарки служат многим целям. Некоторые психологи наблюдали «теплое сияние» – внутреннее наслаждение – связанное с дарением подарков. Теологи отмечают, что в католицизме, буддизме и исламе дарение является способом выражения моральных ценностей, таких как любовь, доброта и благодарность. А философы, от Сенеки до Фридриха Ницше, считали дарение лучшим проявлением самоотверженности. Неудивительно, что подарки являются центральной частью Хануки, Рождества, Кванзы и других зимних праздников – и что у некоторых людей может даже возникнуть соблазн рассматривать Черную пятницу, открытие сезона покупок в конце года, как праздник сам по себе.

Но из всех объяснений того, почему люди дарят подарки, наиболее убедительным мне кажется одно, предложенное в 1925 году французским антропологом Марселем Моссом.

ДАВАНИЕ, ПОЛУЧЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Как и многие антропологи, Мосс был озадачен обществами, в которых подарки раздавались расточительно.

Например, на северо-западном побережье Канады и США коренные народы проводят церемонии потлача. На этих многодневных пирах хозяева раздают огромное количество имущества. Возьмем, к примеру, знаменитый потлач 1921 года, организованный лидером клана народа кваквакавакв в Канаде, который подарил членам общины 400 мешков муки, кучи одеял, швейные машины, мебель, каноэ, газовые лодки и даже бильярдные столы.

В ныне известном эссе под названием ‘Подарок’, Первоначально опубликованная почти столетие назад, Мосс рассматривает потлачи как крайнюю форму дарения. Тем не менее, он предполагает, что такое поведение вполне узнаваемо практически в каждом человеческом обществе: мы отдаем вещи даже тогда, когда сохранение их для себя имело бы гораздо больше экономического и эволюционного смысла.

Мосс заметил, что дары создают три отдельных, но неразрывно связанных действия. Подарки дарят, получают и отвечают взаимностью.

Первый акт дарения устанавливает добродетели дарителя. Они выражают свою щедрость, доброту и честь.

Сам акт получения подарка, в свою очередь, показывает готовность человека к уважению. Это способ для получателя показать свою щедрость, свою готовность принять то, что ему предлагают.

Третья составляющая дарения подарков – это взаимность, возвращающая в натуральной форме то, что было подарено первым. По сути, теперь ожидается, что человек, получивший подарок – явно или неявно – вернет подарок первоначальному дарителю.

Но затем, конечно, как только первый человек получит что-то обратно, он должен вернуть еще один подарок тому, кто получил первоначальный подарок. Таким образом, дарение превращается в бесконечный цикл отдачи и получения, отдачи и получения.

Последний шаг – взаимность – делает подарки уникальными. В отличие от покупки чего-либо в магазине, при которой обмен заканчивается обменом денег на товар, дарение подарков строит и поддерживает отношения. Эти отношения между дарителем и получателем подарка связаны с моралью. Дарение является выражением справедливости, поскольку каждый подарок обычно имеет равную или большую ценность, чем тот, который был подарён в последний раз. А подарки — это выражение уважения, потому что они показывают готовность почтить другого человека.

Таким образом, подарки объединяют людей. Оно удерживает людей связанными в бесконечном цикле взаимных обязательств.

ДАРИМ ЛУЧШИЕ ПОДАРКИ

Не слишком ли хорошо современные потребители неосознанно воплощают в жизнь теорию Мосса? Ведь многие люди сегодня страдают не от недостатка подарков, а от их избытка.

Gallup сообщает, что среднестатистический американский покупатель на праздники оценивает, что в 2023 году он потратит на подарки 975 долларов США, что является самой высокой суммой с момента начала этого исследования в 1999 году.

А многие подарки просто выбрасываются. По оценкам, в праздничный сезон 2019 года подарки, купленные американцами, на сумму более 15 миллиардов долларов были ненужными, причем четыре процента из них отправлялись прямо на свалку. В этом году ожидается увеличение расходов на отдых в Великобритании, Канаде, Японии и других странах.

Современная практика подарков может быть источником как благоговения, так и гнева. С одной стороны, даря подарки, вы проявляете древнее поведение, которое делает нас людьми, развивая и поддерживая наши отношения. С другой стороны, похоже, что некоторые общества могут использовать сезон отпусков как предлог для того, чтобы просто потреблять все больше и больше.

Идеи Мосса не способствуют безудержному потреблению. Напротив, его объяснения подарков предполагают, что чем более значимым и личным является подарок, тем большее уважение и почет оказываются. По-настоящему продуманный подарок с гораздо меньшей вероятностью окажется на свалке. А винтажные, переработанные товары ручной работы – или персонализированные впечатления, такие как гастрономический тур или полет на воздушном шаре – могут быть даже более ценными, чем дорогой товар, массово производимый на другом конце света, отправляемый через океаны и упакованный в пластик. .

Качественные подарки могут отражать ваши ценности и более значимо поддерживать ваши отношения.

Чип Колвелл — антрополог, пишущий для The Conversation.

Перейти к эмитенту новости