С 2012 года Всемирный день арабского языка отмечается ежегодно 2 декабря, что придаёт этому семитскому языку статус международного языка общения. Дата 18 декабря была выбрана в ознаменование дня, когда арабский язык стал официальным и рабочим языком ООН в 1973 году. Этот день дает возможность признать культурное и языковое богатство арабского языка. В Сенегале празднование этого дня имеет особое значение. Французский язык, наследие колониального прошлого, был навязан в качестве доминирующего официального языка в администрации, что со временем низвело арабский язык до статуса языка, исключительно связанного с религиозной сферой. письменное знание в Сенегале.В данной статье предпринята попытка проанализировать текущие перспективы и проблемы арабского языка в Сенегале. Речь будет идти не о том, чтобы противопоставить франкоговорящих людей арабоговорящим, а о работе по консолидации нашего культурного наследия путем выдвижения на первый план всех этих скрытых или, возможно, неизвестных аспектов интеллектуальной траектории Сенегала, которая далеко не одноязычна, но, по сути, является двуязычной. многоязычный.Проблемы и проблемы валоризации. В Сенегале отпечаток колониального прошлого значительно изменил лингвистический ландшафт, предоставив французскому языку выдающуюся роль официального языка в администрации и внутри элиты. Этот исторический процесс привел к тому, что арабский язык был низведен до ранга языка, связанного с религиозной практикой, лишенного каких-либо интеллектуальных соображений. В то время как в Сенегале в течение длительного времени преподавание арабского языка было первым шагом в производстве письменных знаний. Это проявляется через то, что обычно называют сенегальской литературой арабского выражения и аджами (аджами обозначает неарабское население Мусульманское сообщество и, соответственно, литература, выпускаемая на африканских языках с арабскими буквами. Относительно введения арабского языка в сенегальских светских школах мы можем сказать, что, хотя он присутствует на начальном уровне с 1963 года, его преподавание переживало длительный период неопределенности. Однако 2002 год знаменует собой поворотную дату в истории преподавания арабского языка в образовательной системе Сенегала. Согласно нашим интервью, проведенным с отделом арабского образования, с этого года время, отводимое на это образовательное предложение, увеличивается с одного часа до четырех часов в неделю. Эта положительная динамика сопровождалась политикой набора преподавателей арабского языка так же, как и их коллег по другим дисциплинам. По словам Усмана Ба, руководителя отдела арабского образования, число преподавателей арабского языка, которое составляло 8 в 1962 году, увеличится до 13 358 в 2020 году на начальном уровне (классическом и франко-арабском). численность – 2307 учителей. Что касается надзора, то в 2000 году на арабском языке работало 19 инспекторов по сравнению со 108 в 2022 году. Эти различные реформы в сфере образования положили конец профессиональной незащищенности в сочетании с социальной несправедливостью учителей на арабском языке, лишенных каких-либо социальных, правовых и законодательная защита. Какое будущее? Сегодня арабский язык является не только официальным языком 22 государств, включая экономические и дипломатические державы. Его также преподают в крупнейших университетах мира, так же, как его используют крупнейшие средства массовой информации мира.Арабский язык также является одним из рабочих языков Организации Объединенных Наций (ООН). Такое положение дел далеко не тривиально, в соответствии с принципом равной аутентичности переведенных версий, имеющих одинаковую юридическую ценность. очень помогает ему в рамках его профессиональной деятельности в качестве Первого советника по установлению контактов во время дипломатических приемов. По его словам, арабский язык способствует диверсификации источников информации, а также позволяет иметь хорошую систему чтения. Эту школу часто критикуют за элитарность и жесткость, агностицизм и не очень уважительное отношение к африканским обычаям. Возрождение этой широко разрекламированной школы не произойдет без институционализации так называемого арабо-исламского образовательного предложения. Это разделение было бы синонимом геттоизации арабского образования в Республике Сенегал. С этой точки зрения, школьное пространство должно представлять собой наиболее подходящее место для придания ценности, научной и социальной легитимности языку и людям, которые его практикуют. В Сенегале арабский язык имеет славное прошлое, обнадеживающее настоящее и «многообещающее будущее». Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить, что она продолжает прогрессировать и распространяться благодаря инициативам органов государственной власти в ее пользу (создание арабских государственных школ, арабского бакалавриата, доступ выпускников на арабском языке к конкурсным экзаменам). поступление в Национальную школу управления, набор профессоров и инспекторов и т. д.) Однако главным ограничением является политический и социальный контекст, в котором всегда развивалось ее преподавание. Этот контекст благоприятствовал своего рода конфронтации с западной культурой, доминирование которой привело к принятию французского языка в качестве официального языка. Однако преподавание арабского языка смогло противостоять этой конкуренции благодаря своей социальной и территориальной привязке, а также спасительной решимости арабоязычных интеллектуалов, которых, как ни странно, не очень часто считают таковыми определенная элита в Сенегале. Столкнувшись с идеей предполагаемой или реальной маргинализации арабоязычной элиты в общественном пространстве Сенегала, арабисты должны также работать над освоением других языков общения, таких как французский, официальный язык, и, попутно, английский, чтобы больше ценить свои навыки Автор: Серинь Мбайе Драм – докторант арабских и исламских исследований, Университет Шейха Анта Диопа в Дакаре