Музыкального праздника не будет. Никакой церемонии зажжения деревьев. Никаких экстравагантных украшений, которые обычно украшают город Вифлеем на Западном Берегу на Рождество. Поскольку в секторе Газа бушует война, этот город скорбит.
Пожалуй, самым явным проявлением того, как война Израиля в секторе Газа ослабила празднование Рождества в городе, считающемся местом рождения Иисуса, стало открытие лютеранской церкви своих яслей, но с печальным и символическим поворотом. Младенец Иисус, завернутый в куфию, черно-белый клетчатый шарф, ставший символом палестинской идентичности, лежит не в импровизированной колыбели из сена и дров. Вместо этого он лежит среди обломков битого кирпича, камней и плитки, которые представляют собой значительную часть разрушений Газы.
Мы были приклеены к нашим экранам
«Мы приклеены к экранам, день за днём видя, как детей вытаскивают из-под завалов. Мы разбиты этими образами», — сказал преподобный Мюнтер Исаак, пастор Евангелическо-лютеранской рождественской церкви, создавший ясли. «Бог находится под завалами в секторе Газа. Именно здесь мы находим Бога прямо сейчас».
Поскольку война Израиля с сектором Газа идет уже третий месяц, одними из самых распространенных изображений смертей и разрушений являются мертвые палестинские дети, которых вытаскивают из руин в результате израильских авиаударов. По данным Министерства здравоохранения Газы и ООН, почти половина населения Газы, составляющего 2,2 миллиона человек, — это дети, а около 70 процентов убитых — женщины и дети.
Министерство сообщает, что с начала войны было убито около 20 000 палестинцев.
Хотя сектор Газа находится примерно в 70 километрах (около 43 миль) от Вифлеема, который находится на оккупированном Израилем Западном Берегу, палестинцы в городе остро это ощущают. Они беспокоятся о семье и друзьях в секторе Газа и обнаруживают, что их собственная жизнь ограничена – будь то из-за более драконовских ограничений, введенных Израилем с начала войны на передвижение в город и из него, экономических последствий войны или отмены рождественских празднований.
Церковь Рождества Христова в городе Вифлеем на Западном Берегу, 13 декабря 2023 года. Война в секторе Газа побудила город, традиционно считающийся местом рождения Иисуса, смягчить празднование Рождества.
В прошлом месяце патриархи и главы различных церквей в Иерусалиме в своем заявлении призвали свои прихожан отказаться от «ненужных праздничных мероприятий». Вместо этого, говорится в заявлении, священникам и верующим следует «больше сосредоточиться на духовном значении Рождества в своей пастырской деятельности и литургических торжествах».
Местные христианские лидеры говорят, что в районе Вифлеема проживает около 35 000 христиан. Символика Рождества – часть души города.
Но война наложила тень.
Обычно гигантскую рождественскую елку устанавливают в центре города на сцене на площади Яслей, названной в честь яслей, где, как говорят, нашли убежище родители Иисуса, Мария и Иосиф, и с большой помпой происходит церемония зажжения елки. . Но в этом году его нет. Шпили церквей, которые усеивают горизонт и улицы города, обычно украшены рождественскими украшениями. Но теперь они голые.
Тихий марш
Тем не менее, одна традиция, которая будет продолжаться, хотя и в несколько смягченной версии, — это знаменитая Шествие Патриарха, во время которого Римско-католический Патриарх путешествует из Иерусалима в Вифлеем, чтобы отметить путешествие Иосифа и Марии.
Патриарх, как обычно, начнет шествие в канун Рождества в сопровождении бойцов и девочек-скаутов, но в этом году они пройдут молча, без игры на музыкальных инструментах.
Прибыв в Вифлеем, патриарх пройдет по Звездной улице, исторической улице, проходящей через старый город, к церкви Рождества Христова, построенной на месте, где, как полагают, родился Иисус. Затем он отслужит полуночную мессу.
Обычно на мессе присутствуют Махмуд Аббас, президент Палестинской автономии, и другие высокопоставленные лица, но неясно, придут ли они в этом году.
Внутри освященных сводов церкви на окраине старого города Вифлеема есть некоторые признаки праздника; венки и красно-золотые украшения украшают колонны и некоторые входы в церкви.
«Мы будем избегать музыки, внешних церемоний и внешних украшений», — сказал преподобный Рами Асакри, приходской священник латинской церкви Святой Екатерины в церкви Рождества Христова. Но он добавил, что внутри церкви большое значение имеют украшения.
Нельзя позволить ужасу войны похоронить дух Иисуса, сказал он недавно, когда работники церкви устанавливали небольшую рождественскую елку в одном из коридоров. «Несмотря на обстоятельства, мы все равно должны показать, что Иисус является источником счастья и мира в церкви».
Для жителей Вифлеема война также отразилась на экономике.
Туризм составляет значительную часть доходов региона, сказала мэр Вифлеема Ханна Ханания, особенно во время курортного сезона. И люди сейчас не приходят.
В среднем ежегодно Вифлеем посещают от 1,5 до 2 миллионов иностранных туристов. Но с началом войны туристический сектор полностью остановился, и, по словам Ханании, «экономическая жизнь сейчас парализована».
Рони Фахури, 27-летний социальный работник и менеджер гостевого дома Dar Al Majus, сказал, что с начала войны заведение потеряло около 100 000 шекелей, или около 27 000 долларов США.
Он рассказал, что в период с октября по середину января гостевой дом обычно принимает не менее 200 гостей. «С 7 октября по сегодняшний день у нас было ровно 12 человек», — сказал он.
Фахури также работает дежурным в ночную смену в другом отеле, но теперь он потерял эту работу.
«Даже во время пандемии COVID-19 мне позволили сохранить работу», — сказал он. «Но на этот раз, из-за войны, меня отпустили.
«Даже если война прекратится, — добавил он, — туризм не сразу восстановится».
Для Юсефа Аль Зулуфа, 22-летнего бухгалтера и модельера из Вифлеема, война в Газе ударила особенно близко. Там жили его бабушка и дедушка по материнской линии и тетя.
Его дедушка не хотел покидать свой дом даже после начала боевых действий, потому что однажды он уже был вынужден покинуть свои дома. Ему было около 6 лет, когда он переехал в Газу во времена Накбы — так палестинцы называют перемещение сотен тысяч палестинцев на фоне провозглашения Израилем независимости в 1948 году.
«Ему около 82 лет», — сказал Зулуф. «Он не хочет начинать новую жизнь где-то еще».
Члены семьи, наконец, покинули Газу, воспользовавшись своими загранпаспортами, но только после нескольких недель жизни с недостаточным количеством еды и воды и почти без ночлега.
Для Исаака, чья лютеранская церковь приобрела некоторую известность благодаря своей сцене с яслями на тему развалин, в это священное время необходимо сосредоточиться на израильской бомбардировке сектора Газа, а не на отмене рождественских праздников.
«Мы не рассматриваем это как войну против Хамаса», – сказал он. «Это война против палестинцев».
Ему пришла в голову идея изменить сцену в яслях как способ отметить рождение Иисуса и признать смерть стольких детей.
Рождество в Палестине: гибнут дети, разрушаются дома, перемещаются семьи
«Вот как сейчас выглядит Рождество в Палестине — гибнут дети, разрушаются дома и перемещаются семьи», — сказал он о своих яслях. «Мы видим образ Иисуса в каждом ребенке, убитом в секторе Газа».
Читать далее Регион и мир
Новости Иордании