Перспективы капитализма в 2024 году

Хулио К. Гамбина*, автор журнала Prensa Latina

По сути, это часть спора о гегемонии мирового порядка, основа экономических, политических, дипломатических и военных споров, которые наполняют повседневную реальность, в рамках цивилизационной угрозы, будь то из-за изменения климата или растущей угрозы. преступность капитализма, выражающаяся в торговле наркотиками, торговлей оружием или торговлей людьми. Основной целью режима капитала в эти моменты кризиса является растущая эксплуатация рабочей силы и разграбление общественных благ.

Капитал против. Работа

Этим объясняется сильное наступление капитала на рабочих, их права и формы борьбы, профсоюзы и социальные организации; а также наступление на природу, выражающееся в присвоении общих благ и территорий, особенно на глобальном юге. Наступление, проявляющееся против всего общества посредством идеологических манипуляций и опосредованное социальными сетями и СМИ, подчиняющее человечество логике прибыли и капиталистического накопления. Выход из кризиса является задачей господствующих классов и в этом направлении они закрепляют тревожные тенденции к неравенству, войне и милитаризации, направляя ресурсы на непродуктивные цели в ущерб удовлетворению неудовлетворенных потребностей мирового населения.

Глобальные военные расходы увеличиваются, а приватизация социальных прав, таких как здравоохранение и образование, углубляется. МВФ прогнозирует рост в 2024 году порядка 2,9 процента, что ниже постпандемических рекордов в период с 2021 по 2023 год, при этом в «развитых экономиках» рекордные 1,4 процента, где США. вырастет на 1,5, в Германии – на 0,9, а в Соединенном Королевстве – на шесть процентов. В «развивающихся» странах рост составит четыре процента: в Китае – 4,2 процента, а в Индии – 6,3 процента. Латинская Америка и Карибский бассейн — 2,3 процента, что объясняет серьезные проблемы для развития периферийных стран мирового капитализма.

Информация о богатстве, предоставленная Союзом швейцарских банков, подчеркивает рост неравенства во всем мире: пирамида расширяется у бедного основания и группирует на вершине уменьшенное ядро ​​концентрации богатства и доходов.

Кризис капитализма и альтернатива

Мировая экономика, капитализм, ответила на кризис 60-70-х годов политикой либерализации экономики под общим названием «неолиберализм», поскольку попыталась восстановить первоначальную логику политической экономии (Адам Смит в 1776 году и его последователи). , который заложил основы капиталистического порядка во всеобщей экспансии. Либерализм классиков экономики поддерживал стремления нового буржуазного господства в человеческих отношениях на основе принципов свободной торговли, свободной конкуренции и свободного рынка.

Критика Карла Маркса («Капитал» был опубликован в 1867 году) основала антикапиталистические стремления к иному общественному порядку, без эксплуатации и грабежа, которые вдохновляли популярные общественные организации со времен Международной ассоциации рабочих (1864). Ответ на перспективу «революции» возник на новой основе в виде неоклассической школы, которая с конца XIX века занимала доминирующее положение в академической, национальной и глобальной сферах управления мировой системой. Из этого неоклассического подхода возникло кейнсианство, пытающееся преодолеть кризис 1930 года, не впадая в перспективу, предложенную русской революцией и социализмом.

Именно в этом направлении в условиях кризиса 60-70-х годов и террористического эксперимента государства в Южной Америке возникает «неолиберализм», расширяющий экономическую либерализацию с 80-х годов 20-го века и вошедший в кризис после 2007/09 г. и поиск новых теоретических и политических направлений капиталистического порядка. Отсюда объясняется агрессивное современное наступление.

Учитывая замедление экономики и пределы роста производительности труда, что проявляется в тенденции к снижению нормы прибыли, действует усиление эксплуатации и грабежей для увеличения массы прибылей, что особенно явно проявляется после того, как военные комплекс или фармацевтический бизнес в сфере здравоохранения, среди многих других. Таким образом, изменение энергетики потребовало результатов от увеличения прибылей и накопления концентрированных и централизованных секторов глобальной экономики. Так обстоит дело с Илоном Маском и Tesla, одной из компаний, которая демонстрирует современные тенденции в технологическом развитии и споре о территориях для разграбления, что можно увидеть в попытках присвоить литий в качестве ресурса для трансформации энергетической модели.

Пиночет и Мила

Нынешний спор идет о подчинении рабочей силы логике капитала, что требует идеологического, политического и культурного «консенсуса», поэтому центральное место мирового господства заключается в переосмыслении политических форм доминирования.

В этом смысле, как в 1973 году чилийская диктатура стала испытанием неолиберализма, которое впоследствии распространилось по всей планете, так и победа на выборах Хавьера Милея в Аргентине в 2023 году может стать экспериментом для нового испытания экономической либерализации, которое устранит любые анти- капиталистический взгляд. В отличие от других представителей крайне правых (Болсонару, Трампа, Мелони или Ле Пен), Милей не «националист», а скорее «либертарианский либерал», как он себя определяет. Его цель – восстановить «рыночную свободу» любой ценой, оспаривая консенсус общества в ущерб любому проекту критики капитализма, против которого возражают надвигающийся коллапс в Восточной Европе и отсутствие глобального антикапиталистического воображаемого .

Спустя 50 лет после переворота в Чили и начала «неолиберализма», доминирующие классы переформулируются в сценарии угрозы природе с помощью насилия (войны и неравенства), что свидетельствует о преступном капитализме, который подчиняет человечество цели прибыли и накопления. .

Опять «Что делать?»

Теоретическая и политическая задача включает в себя критику новых условий мирового капитализма в перспективе замедления и кризиса 2024 года. Задача, имеющая свою историю в борьбе коренных народов, получившая новое значение и видимая в первом десятилетии 21 века. в андских странах, особенно опыт Боливии и Эквадора, чьи конституции, принятые примерно в 2009 году, определяют и обрисовывают основы программы эмансипации в 21 веке.

В этом смысле действует опыт борьбы популярных феминизмов, антикапиталистической борьбы против разграбления общих благ, переосмысления профсоюзной борьбы и рабочих, которые внедряют новые формы организации, борьбы и воспроизводства повседневной жизни. от самоуправления, сотрудничества и коммунитаризма.

РМХ/JCG

*Доктор социальных наук Университета Буэнос-Айреса, UBA; Профессор политической экономии в нескольких государственных университетах Аргентины и региона; Он возглавляет Фонд социальных и политических исследований FISYP.

(Взято из избранных подписей)

Перейти к эмитенту новости