Может ли Adobe вернуться в Мексику?

Вероятно, это не вестерн без хотя бы одной сцены мексиканской деревни с глинобитными постройками. Возможно, это клише, но до 20-го века Мексика действительно была построена из этого материала.

Технология Adobe возникла в доколумбовый период. После завоевания на протяжении более 400 лет местные и европейские методы и конструкции смешивались для создания домов и практичных построек.

Бутик-отель Casa de Nopal в Касас-Грандес, Чиуауа. Комплекс был одним из многих, спасенных американским благотворителем Спенсером МакКаллумом, наиболее известным своей работой по продвижению керамики Мата Ортис. (Фото: Ли Тельмадаттер)

Но в середине 20-го века саман очень быстро вышел из моды, уступив место вездесущим шлакоблокам и цементу. С момента обретения независимости в Мексике возникло сильное течение, стремящееся стать частью «современного западного мира», а это означает подражание главным образом Европе и Соединенным Штатам.

Зарождающаяся строительная индустрия воспользовалась этим предубеждением, продвигая свою продукцию как современную альтернативу «отсталому» и «антисанитарному» саману. Эта кампания оказалась настолько успешной, что Adobe до сих пор ассоциируется с бедностью. Почти во всем современном мексиканском строительстве используются «современные» материалы, а многие исторические глинобитные постройки были утрачены из-за отсутствия ухода.

От самана доколумбовой эпохи в Мексике почти ничего не сохранилось, за одним важным исключением: Археологические памятники Пакиме на севере Чиуауа, также известном как Касас Грандес. Со структурами колониальной эпохи дела обстоят несколько лучше, включая элементы монастырей 16-го века возле вулкана Попокатепетль. Но большинство сохранившихся глинобитных построек — это церкви и муниципальные здания, особенно на севере, где засушливые условия оказывают естественную помощь.

В Мексике до сих пор продолжается глинобитное строительство. До сих пор существуют очень отдаленные — и да, бедные — районы, где из-за логистики строительство из промышленных материалов становится дорогим или физически невозможным, поэтому небольшие глинобитные дома все еще строятся. Но в целом глинобитное строительство — это умирающее искусство, поскольку Мексика теряет все больше и больше своих местных мастеров в традиционных методах, за исключением некоторых уникальных случаев.

Экологичная архитектура в Мексике?

Круглый глинобитный дом как часть проекта Эль-Паналь в Амеалько, Керетаро. (Мария Эрнандес)

Экологически сознательное строительство имеет определенный престиж на Западе. Строительство из самана резко возросло в таких местах, как Нью-Мексико, где оно также использовалось с доколониальных времен, из-за его изоляционных качеств и меньшего негативного воздействия на окружающую среду.

Эти качества были отмечены в публикациях по дизайну, в частности, как способ повторного использования миллионов литров сточных вод и тонн волокна агавы, производимого предприятиями по производству текилы и мескаля. Они отмечают, что волокно особенно подходит для изготовления сырцового кирпича.

Но подобная реадаптация Adobe в Мексике кажется очень сложной. Устойчивое развитие не имеет одинакового престижа во всех секторах, а шлакоблоки массового производства дешевле производить и покупать, чем глинобитные блоки ручной работы, даже если материалы доступны бесплатно.

Несмотря на это, предпринимались попытки возродить использование Adobe. В их число входят средняя школа архитектора Оскара Хагермана в Чиуауа для детей Рарамури; библиотека Эль-Росарио в Оахаке, строительство которой спонсировала компания по производству мескаля Real Minero; и воссоздание дома Сьюдад-Хуарес, где Франсиско И. Мадеро располагало временным правительством в начале Мексиканской революции. В список проектов Adobe также входит строящийся Casa Adobe в Лос-Кабосе, многоквартирный комплекс с блоками из самана и смешанных материалов, стремящийся извлечь выгоду из экологически чистого рынка.

Слишком часто глинобитные постройки, которые вы встретите в Мексике, выглядят как этот заброшенный дом в Канатлане, Дуранго. (Фото: Ли Тельмадаттер)

Утопия свободы

Совсем недавний и продолжающийся проект такого типа – Utopía Libertad, один из 12 парков и общественных центров находится в ведении района Истапалапа в Мехико. Объект, примыкающий к городской мужской тюрьме, посвящен устойчивому развитию. Различные здания были построены из самана и местного камня, в том числе темаскалы, классы, небольшой ресторан и здания, отведенные для живых коллекций местных видов бабочек, черепах и аксолотлей. На сайте также проводятся занятия и семинары по саману и другим природным конструкциям.

Дом Солнца(у)л

Интересно, что популярность глинобитного строительства в таких местах, как Нью-Мексико, не распространилась на Мексику. После многих лет альтернативного строительства в США Джек Андерсон переехал и построил свой дом и отель Casa del Soul в городе Касас-Грандес с видом на участок Пакиме.

Специализация Андерсона — строительство «общественно ориентированных» зданий, построенных с учетом местной культуры и истории. Таким образом, саман является звездой «Каса дель Души», опираясь на глинобитные постройки как доколумбовой, так и колониальной эпохи.

Пламмула Хаус

Еще одним важным аспектом оценки мексиканского самана является спасение существующих построек. Casa Plúmula, старое глинобитное строение, описанное журналом Architectural Digest после того, как оно было спасено и обновлено, расположено в районе Сан-Фелипе-дель-Агуа на северной окраине города Оахака.

Работу выполнила известная архитектурная фирма Espacio 18. В экстерьере максимально сохранен первоначальный вид, включая дерево, которое росло во дворе, а дом выглядит так, будто стоял здесь всегда. Однако конструкция была усилена сталью, а интерьер приобрел очень современный вид.

Преподаватель аналитической науки по устойчивому наследию в Университетском колледже Лондона Даниэла Реджио отмечает, что «в испанском языке повествование об устойчивом развитии в архитектуре другое». Реджио говорит, что она бы порекомендовала «более широкий подход, чтобы полностью понять определенные технологические и культурные решения», добавляя, что разные культуры подходят к этому вопросу по-разному и в разные сроки.

Другими словами, Мексике необходимо найти свой собственный путь к устойчивому развитию, основанный на мексиканской культуре, какой она есть сегодня, и на том, что стране нужно для ее будущего. Проекты устойчивого развития в других странах, безусловно, могут дать предложения, но не могут обеспечить гарантированных решений для нужд Мексики.

Ли Тельмадаттер приехала в Мексику более 20 лет назад и влюбилась в эту землю и культуру, в частности, в ее ремесла и искусство. Она является автором Мексиканская картонерия: бумага, паста и фиеста (Шиффер 2019). Ее колонка о культуре регулярно появляется на Новости Мексики Ежедневно.

Перейти к эмитенту новости