Хосе Амайя родился в Бахо Лемпа, восточный Сальвадор. Его мать спасла его от гражданской войны восьмидесятых, и поэтому у него была возможность с самого раннего возраста участвовать в кукольных спектаклях.
В детстве он охотился на птиц, чтобы поесть, и выучил их песни. Именно благодаря его умению трелить ему предоставилась возможность участвовать в спектакле «Два соловья» Ганса Христиана Андерсена. Его роль заключалась в трели и трелях. Его дебют состоялся в одной из групп артистов Acto Teatro, которой руководил Роберто Саломон.
Амайя отметит 44 года как артистка, что отражено в 32 поставленных работах, 80% ее собственных (написанных) и 20% адаптаций. Только спектакль «История о потерянном яйце» (адаптация) имел более 1700 представлений (до октября 2023 года) и был представлен в 11 странах.
В Гватемале их работа охватила более 100 000 детей коренных народов.
Каково ваше происхождение в театре?
Я родом из Баджо Лемпа. Ребенок, выросший в деревне, непоседливый ребенок, увлекающийся деревом. В детстве я шила себе топы, свои капиручо, как все дети того времени; Но на что я отважился, так это на то, что начал работать с деревом, с мачете, делать стулья и все, что от меня просили. Мне было восемь лет. Они сказали: «Смотри, мне нужны ножницы», брезентовая кровать. Как думаешь, твой ребенок сможет сделать из меня чинеро? Он изготовил всё.
А у кого ты учился?
Мой отец занимался полевым плотничеством, строил все, что связано с работой, с волами, ярмами, телегами, все мастерил в свободное время, потому что мой отец был земледельцем.
Как это называлось?
Саймон Осорио […] Луковые коромысло для повозок, которые в то время были предметом роскоши, были изготовлены им, и однажды я украл у него кусок дерева и сделал одно из них в масштабе. Когда он увидел меня, у него чуть не навернулись слезы. И он мне сказал: «Сегодня ты меня сделаешь настоящим». Он дал мне дрова, и я сделал это за него. Итак, я начал работать с деревом, и мы с девятилетним другом сделали детские кресла-качалки, но сначала я начал с самолетов.
Он делал самолеты из дерева тигилоте, красил их индиго и прибивал к ним гвозди в качестве ножек, потому что в этом секторе было много хлопковых полей, и он видел, на что похожи эти самолеты. Пропеллеры были сделаны из пальмы, из которой сделаны крыши домов, и из шипов кактуса, которые мы называем cuche saite, которые имеют огромные размеры, с которыми он использовал пропеллеры.
У меня был рамада, и у меня были самолеты, я продал их за десять и пятнадцать центов (в колонах). Ребенок пришел и сказал: «Я хочу вот этого», и как только он схватил его, он убежал с самолетом и вращающимся пропеллером. Я заполонил ею весь кантон и детей. Потом я изобрел вертолеты. Я был очень беспокойным с деревом.
Какая связь вашего детства или юности с театром?
Прямо сейчас я собираюсь к этому. Часть войны увеличивается, и Баджо Лемпа был очень сильным сектором.
О каком году вы говорите?
1979 год, когда возникает очень серьезный вопрос. В очень юном возрасте я уже был вовлечен в движение, не анализируя его, не думая об этом, ты оставался погруженным в него. Нас было 35 одноклассников, 10 из нас более-менее выжили. Я все это видел, я убежал от этого. Моя мать отправила меня в предгорья Чичонтепека (Сан-Висенте) вместе с другими родственниками, защищая меня, потому что все мои братья, мои двоюродные братья были либо в партизанах, либо в армии. Моя мать пытается спасти младшего сына и отправляет его на вулкан, но Чичонтепек заразился, и оттуда она приводит меня к старшей сестре в Сан-Сальвадор. Это было 10 мая 1980 года.
В Сан-Сальвадоре был Acto Teatro, построенный Роберто Саломоном. Был мой брат Педрито, который управлял рестораном в этом культурном центре. Мой брат меня принимает, нанимает, а я мою посуду в ресторане. Часть посудомоечной машины была пристроена к театральному залу. В детстве я убивал птиц ради еды, подражая птицам. Поэтому, когда я мыла посуду, я пел и насвистывал. Я смотрела, как они ходят в черных трико, и для меня это было странной вещью. Я говорю: «А эти сумасшедшие?»
Сколько тебе было лет?
17 лет. Там ставили кукольный спектакль и услышали, как я насвистываю. Этот свисток случайно привел меня к тому, что я стал художником. Они сказали мне однажды. «Мы слышали, что ты свистишь, как птица, и хотим, чтобы ты свистнул для нас». Я сказал, что это идеально. Презентация состоялась в Санта-Текле 20 ноября 1980 года. Актеров было два. Я иду с Эдвином Пасторе. Дэниел должен был приехать, и я не знаю, почему он не приехал. Мы организовали театр, и мне оставалось только свистеть.
Дэниел не приходит, и Эдвин говорит мне, что я должен помочь ему действовать. Я не знаю, я сказал ему. Он научил меня, как надевать куклы и как реагировать на то, что он говорил.
Когда мы выходим из театра, я спрашиваю его, как называется пьеса, и он говорит мне «Два соловья» Ганса Христиана Андерсена.
Вечеринка была для богатых людей. Приглашают нас выпить, и мужчина начинает рассказывать о кукольном спектакле во Франции, и я ничего не понимаю, что он говорит. Когда мы вернулись в Acto Teatro, который находился за базиликой (Саградо де Хесус), Эдвин сказал мне, что у меня есть материал для театра, а я сказал ему нет. «Я собираюсь поговорить с Роберто (Саломоном), чтобы ты присоединился к нам», — сказал он мне. В январе 1981 года меня учил Роберто Франко, один из величайших кукловодов этой страны, исчезнувший в 1982 году от рук «эскадронов смерти»; Но с того дня, как я выступил с этим представлением, не зная, что делаю, я с тех пор не останавливался.
Вернемся немного к изданной вами трели, что это за птица?
Это zenzontle, когда он просит воды […] В 1981 году мы выступали в Национальном театре, режиссером был Анхель Каньяс, всегда со спектаклем «Два соловья». Анхель спрашивает: «Как называется группа?» Мы представились Театральным Актёром, но он сказал: «Я буду играть «Соловьев». С тех пор и до 1991 года мы так себя называли. В 1988 году я поехал в Перу по найму МККК. Здесь (в Сальвадоре) я делаю с ними проект: «Женевские конвенции» и представил его большинству воинских частей и казарм страны. Есть фотографии, где я в составе Национальной гвардии. Вся эта регистрация находится в Женеве. После Сальвадора меня отправляют в Перу. Там я начал многому учиться, увидеть больше кукол, я прыгнул в Венесуэлу, я встретил одного из величайших кукловодов, появившихся в истории.
ВОЗ?
Эдуардо Ди Мауро (Аргентинец), который был моим учителем. С ним я перепрыгиваю пруд и отправляюсь в Европу и там встречаю большинство великих кукольников в истории.
Упомяните меня немного, пожалуйста.
Генри Юркоски (Польша), Дамиет ван Далсум (Нидерланды). Они отправили меня в Колумбию, а оттуда я поехал в Сараево, потому что работа, которую я проделал с ними, имела большой успех. Но я вернулся (в Сальвадор) в 1992 году, потому что были заключены Мирные соглашения. Я прихожу на работу, меня нанимает Ф-16, что вытекает из договоров, и я работаю на разных партизанских фронтах, демобилизуюсь и все такое.
В 1992 году я пошел в Акто Театро и снял зал, который использовался для кукольных спектаклей Оцелота и проходящих мимо кукольных групп. Роберто Саломон оставляет меня из театра до 2018 года. В какой-то момент я перестаю быть солистом, у меня на сцене до семи актеров, и я начинаю ставить разные спектакли, с разной техникой, в том числе FITI (Международный детский театральный фестиваль). ) появляется.
В каком году?
В 1996 году. Когда я еду в Латинскую Америку и Европу, я встречаю много людей и привожу их сюда. Я организовал этот фестиваль, который был роскошью, которой не было в Латинской Америке. Нам удалось провести 18 презентаций за один день, это безумие! После первого фестиваля Concultura наняла меня, и с этого момента я стал всем руководить.
А в 2019 году стартует ФИТ-Оцелот.
Да, это преемственность. Когда FITI ломается, у меня начинается беспокойство. Потом мне удалось, в 2019 году, снова основать фестиваль, но уже под названием «Оцелот», он называется Международный фестиваль кукол оцелотов, ФИТ-Оцелот.
Что вы чувствуете, когда занимаетесь театром для детей?
Ах, это очень интересный вопрос, потому что вы затрагиваете мое существование в целом, что я чувствую? Максимум. Моя самоотдача абсолютна, я могу устать перед выступлением и меня может трясти, но когда я чувствую публику, я чувствую, что она даёт мне энергию, даёт мне батарейки. Я могу сказать, что я был влюблен и все такое, но больше всего я чувствую себя на сцене.
Кое-что я вам не сказал: когда я приехал из Баджо-Лемпы и встретил марионеток, я был ребенком, который почти нес винтовку, не по моему выбору, и я осознал, что куклы были моей лучшей винтовкой и что я выстрел Другой способ. Это убедило меня, и по сей день, 43 года спустя, я еще более нетерпелив.
ДАННЫЕ
Хосе Амайя дебютировал в театре 20 ноября 1980 года и вернулся к этой дате при создании театра «Оцелот».
В 1996 году он создал Международный детский театральный фестиваль (ФИТИ), который был отменен в 2018 году правящим правительством.
2019 год кукольник стартует с нового детского фестиваля: Международного фестиваля кукол оцелотов ФИТ-Оцелот. У него уже было три издания (2019, 2021 и 2023 годы).
В 2012 году в Сан-Карлос-Лемпе (Бахо Лемпа) Амайя вместе с детьми и молодежью из местных сообществ основала группу LempArte.