послушай новости
Не бывает недели без грусти. В только что закончившемся выпуске новостей сообщалось о смерти Педро Часкела, друга чилийского кинорежиссера, связанного с Боливией, который умер во вторник, 20 февраля, в возрасте 91 года. Педро был в Боливии в августе 2015 года, и у нас было время долго погулять и поговорить в Сукре. Мы сделали несколько фотографий в «Ла Реколета» и записали разговор о ее кинотеатре, результатом которого стала статья, опубликованная в «Пагина Сьете», но поскольку эта газета даже исчезла из Интернета из-за подлости и несчастья ее владельцев, я спасаю часть текста, чтобы вспомнить его через несколько дней после его ухода.
После многих лет встреч на фестивалях в Гаване я снова нашел его с тем же целеустремленным и последовательным характером, хотя со временем он смотрел на вещи менее страстно, как многие из нас, переживших тяжелые времена и теперь слушайте звуки легкого триумфа в мягкие времена.
Один из первых режиссерских фильмов Педро Часкеля. Давным-давно (1966) – пятиминутная короткометражка, удивляющая своей своевременностью. Идея проста: комикс, нарисованный Витторио ди Джироламо и анимированный умелыми движениями камеры и эффектным саундтреком. Полный символизма, он почти жесток: поэт создает «Весеннюю вечеринку» с цветами в качестве флагов. Эта партия попадает в руки других лидеров, которые основали «Армию весны», которая начинает устранять противников и даже расстреливает поэта-основателя. На фоне саундтрека слышен голос Нельсона Вильягра, имитирующий яростную речь Гитлера. За несколько минут мы наблюдаем эволюцию демократического движения в авторитарный и фашистский режим. Звучит знакомо?
С присущей ему простотой Педро описал Давным-давно как первая работа, простой эксперимент, проведенный с небольшими средствами в рамках Экспериментального кино Чилийского университета. «Не было никакого идеологического намерения, но в каком-то смысле это тревожный сигнал об определенных политических процессах».
До этого короткометражного мультфильма Часкель снимал и другие документальные фильмы в качестве оператора, редактора (теперь он называется редактором) или режиссера. Здесь они жили (1964) было результатом сотрудничества со швейцарским антропологом Жаном Кристианом Спани (с которым я познакомился, когда он проезжал через Боливию в 1970 году). Спани проводил раскопки в устье реки Лоа, что позволило ему обнаружить остатки культуры чанго. Часкель и Эктор Риос задокументировали этот процесс в поэтическом комментарии Эрнесто Фонтекильи, который выводит документальные изображения на новый уровень художественного творчества. «Меня очаровал загадочный лунный пейзаж этого места. Добираться туда нужно было на лодке, дорога заняла пару часов. Сейчас там проходит дорога.
С того первого десятилетия его любимым фильмом был Свидетельство (1969), в котором изображены нечеловеческие условия психиатрической больницы Икике: «Со мной произошло что-то очень странное, я не придал этому особого значения, но после переворота против Альенде некоторые коллеги рассказали мне хорошие отзывы о фильме, и я начал посмотреть на него другими глазами и оценить его качества. Я думаю, что это круглый фильм, в котором есть смысл в каждом кадре, в каждом движении камеры. Мы сняли за одно утро, а монтаж я сделал за один день».
Незадолго до военного переворота Пиночета Часкель снял фильм вместе с Эктором Риосом. Мы выиграем (1970) о социально-политической ситуации в Чили в период прихода к власти Народного Единства. Фильм получил награду на Лейпцигском международном фестивале, но несколько десятилетий спустя Часкель сказал мне, что это награда не за его творчество, а за чилийское кино в целом, политическая награда. В фильме показан его взгляд на реальность: камера уделяет необходимое время наблюдению. Изображения без текста похожи на те, которые Хорхе Санхинес записал шестью годами ранее в Революция (1964). В обоих фильмах контрастируют образы бедности, социальной несправедливости, репрессий и, наконец, народного триумфа. Другие работы, такие как Аборт (1965) г. Не время плакать (1971) о жертвах бразильской диктатуры, подтверждают его интерес к документальному кино.
В его карьере выделяется сотрудничество редактора с чилийскими режиссерами в знаковых фильмах, снятых до и после военного переворота Пиночета, в результате которого он был отправлен в изгнание на Кубу на десять лет. я участвую в Шакал из Науэльторо (1969), основополагающий художественный фильм нового чилийского кино, который многие из нас продолжают считать лучшей работой Мигеля Литтина. Он сотрудничал с Хельвио Сото в Жили-были мальчик, партизан и лошадь (1967), отредактировал три части Битва за Чили (1974–1977) Патрисио Гусмана, монументальный документальный фильм периода Альенде, поддержавший Хорхе Санхинеса в Чтобы услышать пение птиц (1995): «Хорхе вбил в голову (это не моя вина), что эпизоды, в которых появляются испанские конкистадоры, должны редактироваться другой рукой. Не знаю, заметите ли вы разницу, но для меня это была возможность поработать с ним пару недель».
На Кубе он снял несколько документальных фильмов, наиболее известным из которых является Фотография путешествует по всему миру (1981), где в интервью Альберто Корда он исследует, как этот кубинский фотограф сделал символическую фотографию Че, которая была воспроизведена сотни тысяч раз в разных форматах. «Проблема интервью с Кордой в том, что он уже сто раз рассказывал эту историю, а мне хотелось чего-то другого. Тогда мне пришло в голову сказать Альберто, чтобы тот начал отсчет дня с того момента, как он встал. И он начал рассказывать, так что, когда он добрался до этого эпизода, он уже был полностью погружен в свои воспоминания, и именно поэтому я думаю, что это одно из лучших интервью, которые я когда-либо давал», — сказал мне Часкель.
Он снял еще два фильма о Че на Кубе. Строитель каждый день, приятель (1982) г Че, сегодня и всегда (1983), но рассказал мне, что никогда не был сторонником культа личности, хотя ему было интересно исследовать символ.
Педро Часкель был выдающимся режиссером чилийского кино, и важно помнить о его вкладе в новое латиноамериканское кино.