Для многих северокорейцев местные рынки, или «чангмаданг», были местом отчаянного выживания в условиях хронической нехватки продовольствия и других предметов первой необходимости после краха государственной продовольственной системы в 1990-х годах.
Но рынки также являются местом постоянного страха, когда чиновники, ищущие взяток, подавляют богатых торговцев, обвиняемых в том, что они погрязли в иностранном капитализме, и тех, кто продает флэш-диски с иностранными драмами и фильмами из Южной Кореи и других стран.
На Капитолийском холме во вторник три женщины-перебежчика дали яркие свидетельства очевидцев о своем опыте с чанмадангом, после чего они разочаровались в мрачной реальности жестко контролируемой страны: тяжелая работа, приводящая к накоплению богатства, может привести к обвинениям в неожиданном преступлении. .
«Северная Корея — это место, где богатых, активных на рынке, наказывают. Но рынок — это место, где он не может работать без денег, а богатых считают преступниками и сажают в тюрьму», — сбежавший Ким Джи Ён Север в 2012 году сообщил на форуме, организованном некоммерческой организацией Defense Forum Foundation.
«Глупость Северной Кореи захватить и контролировать канал капитализма, рынок, ясно проявляется в принципах и стандартах социализма, которые на протяжении всей истории оказывались неудачными», — добавила она через переводчика.
Рынки возникли по всей Северной Корее в 1990-х годах, когда северокорейцы пережили так называемый «трудный марш», опустошительный голод, когда государство больше не могло поддерживать систему нормирования, от которой в значительной степени полагалось большинство людей.
Но Чанмаданг, очевидно, был источником беспокойства для северокорейского лидера Ким Чен Ына, поскольку люди, которые начали ощущать вкус капитализма, были пробуждены к новому образу жизни, знакомясь с новыми культурами через контрабандные видео и другие продукты.
Ким подчеркнул, что рынки возникли не в результате «уважения» режима Кима к средствам к существованию людей, а как побочный продукт борьбы людей за защиту своей собственной жизни.
«Общий рынок Северной Кореи был создан для того, чтобы позволить северокорейцам самостоятельно покупать продукты питания и предметы повседневного спроса, поскольку карточная система, за которую отвечало государство, перестала функционировать», – сказала она. «Рынок является активом северокорейских женщин, которые кровью и потом защищают свою жизнь».
Ким родилась в элитной семье и имела возможность жить хорошей жизнью. В свои 20 лет она уже управляла двумя предприятиями, а ее мать работала менеджером в ресторане. Но ее мать подверглась обвинениям в том, что сотрудники ресторана «следовали за ней больше, чем за северокорейским лидером», что неприемлемо при династическом режиме Кима.
И Ким, и ее мать прошли проверку служб безопасности, а затем решили сбежать.
Пэ Ю Чжин, сбежавшая с Севера в 2019 году, вспомнила время, когда она импортировала чистые компакт-диски из Китая, поскольку рос спрос на южнокорейские драмы, которые при контрабанде на Север часто прятались в коробках с фруктами — анафема для затворнический режим.
Многие из тех, кто продавал компакт-диски и флэш-диски, были отправлены в тюрьму или подвергнуты более суровым наказаниям, и именно поэтому она перешла на более безопасную работу по импорту других китайских товаров, сказала Бэ.
«Иногда мне приходилось давать взятку пограничникам, чтобы пересечь реку Амнок. В других случаях мне приходилось официально проходить через северокорейскую таможню, чтобы продать с рынка товары, которые северокорейская элита хотела получить», – сказала она.
Позже она стала, по ее словам, «известной крупной рукой» на рынке только для того, чтобы обнаружить, что северокорейская прокуратура включила ее в список наблюдения.
Продавцов на рынке держали под ярлыком людей, «которые свободно пересекли границу Китая и провезли нелегальные товары или нарушили порядок Чанмадана в нарушение северокорейского законодательства», напомнила она.
«Прокуроры обвинили меня во всех видах преступлений, которых я не совершала, заклеймили меня как антисоциалиста, конфисковали все мое имущество и депортировали всю мою семью в отдаленную сельскую местность», – сказала она.
Бэ назвал Север «местом, где было бы преступлением брать на себя ответственность за средства к существованию моей семьи и усердно работать, чтобы лучше обеспечивать свою семью через рынок».
Но Бэ подчеркнул, что Чангмаданг — «единственное место, где люди в Северной Корее могут поддерживать свою жизнь».
“Если рынок Чангмаданг не будет предоставлен логике рыночной системы и будет следовать правилам и стандартам северокорейского режима, Северная Корея снова превратится в темную страну”, – предупредила она.
Другой северокорейский перебежчик, Ким Хан Ун, бежавший с Севера в 2008 году, когда-то был высокопоставленной северокорейской бизнес-леди, которой помогал корейско-китайский бизнесмен.
Но она указала на множество проблем, с которыми сталкиваются торговцы, в том числе на то, что государство контролирует рынок, регулируя возрастные ограничения для участников рынка, устанавливая часы работы и арестовывая тех, кто контрабандой ввозит китайские и российские товары.
«(Северокорейские чиновники) преследовали тех, кто заработал больше денег, чем другие, и заклеймили их как тех, кто предал революцию, будучи ослеплен деньгами, и стал рабами капитализма», – сказала она. «Они были приговорены к лишению свободы на срок от года до 10 лет».
Ким, однако, подчеркнул важную роль чанмаданга в бедном государстве.
«Чангмаданг не должен исчезнуть в руках северокорейских чиновников и элиты», – сказала она. «Для них Чангмаданг может быть просто рынком, но для простых северокорейцев Чангмаданг — это то, на что сегодня полагаются 80 процентов северокорейцев, чтобы избежать голода», — сказала она. (Ёнхап)