Историк «Голоса Америки» Фатиса Ньяти, который недавно возглавил делегацию в Замбию с миссией по «установлению фактов» о том, что случилось с покойным королем ндебеле Лобенгулой после битвы при Пупу в 1893 году, говорит, что целью было не найти могилу короля, как это делают некоторые критики. Предполагается, но чтобы подтвердить у вождя Мпезени в этой стране, действительно ли покойный король искал убежища среди своего народа Нгони. В эксклюзивном интервью Studio 7 Ньяти также отверг критику по поводу того, что делегацию послал президент Эммерсон Мнангагва, но сказал, что идея поездки возникла во время сдачи в эксплуатацию реконструированного национального памятника Пупу в Лупане, где исполнял обязанности президента Мнангагва. «Я хочу прояснить это. Никто не видел могилы. Никто не сказал, что знает, где находится могила, а даже если бы и знали, мы не собирались туда идти, нет», — возмущается Ньяти. «Ко мне подошел министр финансов (Мтули Нкубе), который показал мне своего замбийского коллегу, который, в свою очередь, спросил, почему народ ндебеле не поедет в его страну, чтобы узнать, что случилось с их королем», – сказал он. Ньяти сказал, что по прибытии в Замбию вождь Мпезени подтвердил, что король Лобенгула действительно остался среди народа нгони и был похоронен где-то на горе Санджика четыре года спустя. «Вождь Мпезени сказал, что если бы мы пришли раньше, были люди, которые видели короля и пролили бы больше света на этот вопрос, но с тех пор они умерли», – сказал он. «История об «исчезновении» короля была использована как приманка, чтобы помешать колонизаторам выследить его. Ближайший круг общины ндебеле, в том числе ближайшие члены семьи короля, всегда были в курсе того, что произошло, а некоторые уже посещали этот район раньше», — сказал Ньяти. «Просто некоторых людей не волнует история. Могила, которая использовалась как приманка, находится в Бинга, это национальный памятник. Именно здесь Лобенгула переправился через реку Замбези в Замбию с помощью тогдашнего местного вождя Пашу. Но на самом деле это могила вождя Магвегве Фуяны, приманки, и Нгомбы Мхланги, который использовался как умкамело (человек, убитый, чтобы «сопровождать» короля во время похорон)». Ньяти сказал, что он написал о короле, ищущем убежища среди народа нгони вождя Мпезени, после интервью с Ндлумби Махлангу, который достиг Бинга и был еще жив в 1985 году, а также с различными членами клана Хумало и их близкими соратниками, которые предоставили некоторую информацию для его книги: «Закат солнца» и «Битва при Пупу». «Некоторых из прямых потомков Лобенгулы звали Кедилизве (путешествующие по стране) и Дабуламанзи (пересекавшие великую реку), что показывает, что было хорошо известно, что случилось с королем, все это записано в моих книгах», — добавил Ньяти. Некоторые книги были проданы на недавней церемонии вручения премии Дакамела в Нкайи. Ньяти сказал, что он посетил место возле горы Санджика во время отдельного путешествия в сопровождении вождя Гампу Ситхоле из Тшолотшо и правительственного чиновника Пола Дамасана, который также является поэтом, писателем и знатоком традиционных обычаев ндебеле. Сообщается, что поездка в прошлом месяце была спонсирована правительством, и в состав делегации входили потомок короля Лобенгулы Мидард Хумало, Сензени Хумало, исследователь Национальных музеев и памятников Зимбабве, и Пол Дамасане, заместитель главного секретаря канцелярии президента и кабинета министров Зимбабве. Ответственность за социальные службы. К ним также присоединились послы Зимбабве в Замбии и Малави Чарити Чарамба и Нэнси Саунгвеме соответственно, которые также помогли делегации встретиться с вождем Мпезени. Ньяти сказал, что по вопросу короля Лобенгулы будут предприняты дополнительные шаги, но не пролил больше света. Он отверг предложения о проведении судебно-медицинской экспертизы для установления истинной личности останков короля, если они будут найдены. Он сказал, что культура имеет свой собственный способ установления истины, и африканцы должны доверять своим методам, а не западным. «Люди думают, что мертвые не говорят, или что королю Лобенгуле не с кем поговорить. Мертвые живы, а живые мертвы», — отметил он.