Военная драма «Судьба человека», вышедшая 12 апреля 1959 года, была основана на одноименном рассказе Михаила Шолохова. В фильме рассказывается история водителя Андрея Соколова, который с началом Великой Отечественной войны уходит на фронт и вскоре попадает в плен. Пережив выпавшие на его долю испытания, герой возвращается на свою малую родину и узнает, что его близкие погибли. Однако Соколов не позволяет потерям сломить себя и после войны находит новый смысл жизни в воспитании сироты. Главную роль в фильме исполнил Сергей Бондарчук. Он также выступил в качестве режиссера, и этот проект стал для кинорежиссера режиссерским дебютом.
Премьера военной драмы Сергея Бондарчука «Судьба человека» состоялась 12 апреля 1959 года. Она основана на одноименном рассказе Михаила Шолохова.
Сюжет разворачивается первой весной после окончания Великой Отечественной войны вокруг водителя Андрея Соколова, которого играет Сергей Бондарчук. Главный герой предается воспоминаниям о своей жизни, начиная со знакомства с будущей женой Ириной (Зинаида Кириенко) и до настоящего момента.
С началом войны Соколов оставляет жену и троих детей и уходит на фронт. Там герой попадает в плен. Ему удается пережить все пытки концлагеря и затем сбежать. Соколов возвращается домой и обнаруживает, что поселок разрушен бомбардировкой. Его жена и дочери погибли, а сын ушел воевать. Главный герой пытается его найти и 9 мая 1945 года узнает, что он умер. Позже, вдали от родины, одинокий мужчина встречает мальчика, у которого пропал отец, а мать погибла во время бомбежки. Соколов сообщает ребенку, что он его пропавший отец.
Считается, что образ Андрея Соколова собирательный, однако персонаж имеет много общего с одним из прототипов. Герой Советского Союза летчик Григорий Дольников, попав в плен к немцам, назвал себя Соколовым. В его жизни случился эпизод, очень похожий на тот, что показан в фильме. Это один из самых напряженных и запоминающихся моментов в фильме – сцена психологической борьбы, в которой главный герой на глазах у немцев выпивает три стакана водки, не заедая, и не пьянеет.
Сам Дольников заявил, что не знаком с Шолоховым лично, но подтвердил правдоподобность сцены.
“Что касается сомнений в правдивости интересного эпизода с Соколовым, то могу подтвердить: ни Соколов, ни я не были в этот момент пьяны – мы пили под дулом пистолета”, – писал Дольников в своих воспоминаниях “Стальная эскадрилья летит”.
Эмоциональная интенсивность
Еще до начала работы над фильмом «Судьба человека», дошедшим до зрителей, по повести Шолохова был снят 30-минутный фильм. Режиссерами выступили Борис Крыжановский и Михаил Терещенко, главную роль исполнил Сергей Бондарчук. Фильм не был выпущен.
После этого Бондарчук решил снять произведение сам. Несмотря на то, что этот проект стал его режиссерским дебютом, Шолохов, узнав, каким кинорежиссер представлял себе будущий фильм, заявил руководству Госкино, что доверяет экранизацию своего произведения только ему. Сам писатель участвовал в работе над сценарием, который написали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, и активно консультировал команду проекта на съемках.
Правда, писатель не видел Бондарчука в главной роли: у популярного артиста якобы были совсем другие руки, чем могли бы быть у человека, много лет проработавшего водителем. Однако художника вполне устроил Шолохов в соответствующей картине.
-
Кадр из фильма «Судьба человека»
-
РИА Новости
Исполнительницу роли Ирины тоже выбрал писатель. Как пишет портал «Наше время», это произошло, когда в Ростовской области пересеклись съемочные группы фильмов «Судьба человека» и «Тихий Дон». Выслушав сомнения Сергея Бондарчука по поводу существующей кандидатуры на роль, Шолохов предложил ему обратить внимание на Зинаиду Кириенко, сыгравшую Наталью в «Тихом течении». Тогда артиста утвердили.
Роль мальчика Вани исполнил Павел Полунин. Подходящего ребенка искали в пионерлагерях, школах и на различных мероприятиях и, наконец, нашли его случайно – в Кинотеатре на кинопоказе. Он настолько вжился в образ, что в какой-то момент его даже приняли за настоящего беспризорника. В последующие годы юный артист появился еще в нескольких фильмах, но взрослым он так и не снялся. Роль в «Судьбе человека» стала его самой яркой работой в кино.
Одна из ключевых сцен (в которой Андрей Соколов прощается с женой, стоящей рядом с поездом) была снята в Тамбове. Толпа состояла из местных жителей. По воспоминаниям Зинаиды Кириенко, работать над эпизодом было очень тяжело эмоционально.
«Для меня это был очень трудный бросок. Люди прощаются и уходят на фронт. Я заплакала… Еще пыль, паровозная сажа. Целый день этого стресса… Это была не одна минута, это очень тяжело. Потом у меня три дня не было голоса”, – рассказала актриса в документальном фильме “Сергей Бондарчук. Триумф и зависть».
-
Кадр из фильма «Судьба человека»
-
РИА Новости
Сцена встречи Соколова с Ваней была снята в станице Вешенской, мирная жизнь в Воронеже, а концлагерь воссоздан в каменоломнях Ростовской области.
Калининград также стал важным местом. Центр города в то время еще был разрушен, поэтому идеально подходил для постановки подобных фильмов. Там, например, снимали похороны сына Соколова, поезд с пленными, а также вражеский порт, пишет “Комсомольская правда”.
В фильме использованы новые для того времени приемы, удивившие зрителей. История рассказана посредством флешбеков, которые в те годы еще не были популярны. Необыкновенно зрелищными получились батальные сцены, как и пикирование самолета противника – оно было снято с вертолета. Тот же момент был показан глазами главного героя, находившегося в грузовике. И чтобы сцена, в которой сбежавший из плена Соколов водит немецкого майора, имела успех, создателям фильма с помощью местных жителей, наблюдавших за съемками, пришлось несколько раз вытаскивать машину из оврага.
Слёзы Шолохова и покровительство Фурцевой
Фильм «Судьба человека» получил главный приз Московского международного кинофестиваля в 1959 году. Кроме того, фильм был показан в США и некоторых странах Европы, где он также пользовался популярностью.
«В Европе говорили: если хочешь увидеть, кто задушил фашизм, посмотри фильм о солдате Соколове. Вся Европа: “Это фильм, который показывает, почему русские победили Гитлера”, – говорит оператор Борис Криштул в документальном фильме “Сергей Бондарчук. Триумф и зависть”.
-
Кадр из фильма «Судьба человека»
-
РИА Новости
-
© В. Уваров
Фильм стал одним из самых ярких и успешных кинопроектов, повествующий об обычном человеке на войне. Андрей Соколов не сражается до последней капли крови, а практически все время проводит в плену. Однако герой совершает подвиг человеческой души, выдерживая невыносимые испытания и не позволяя им сломить себя. Перенеся всю боль и горе, он в конце концов все же находит смысл жизни.
Также по теме
Народное кино о воле и человеческой судьбе: 50 лет назад состоялась премьера фильма Василия Шукшина «Калина красная»
В 2024 году исполняется 50 лет советской драме «Калина красная». Автор сценария и режиссер Василий Шукшин. Он сыграл главную роль…
Кроме того, такое внимание фильм привлек потому, что поднимал одну из «опасных» тем того времени. Советских солдат, попавших в плен, считали изменниками Родины. Вот именно такой человек находится в центре сюжета и является абсолютно положительным персонажем. Однако создатели фильма не были наказаны, а Бондарчуку была присуждена Ленинская премия.
«Судьба человека» была признана фильмом 1959 года по опросу журнала «Советский экран». В кинотеатрах его посмотрели 39 миллионов зрителей, а Михаил Шолохов, увидев готовую экранизацию своего произведения, прослезился.
Благодаря этому успеху министр культуры СССР Екатерина Фурцева, несмотря на недовольство некоторых опытных режиссеров, лично предложила Госкино Бондарчуку кандидатуру на должность режиссера фильма «Война и мир».