В 1973 году, через несколько лет после того, как пришла к концу еще одна из многих военных диктатур Аргентины, Мария Елена Уолш написала:Как Цикада’ («Как Цикада»)». Песня начинается так: «Столько раз меня убивали, столько раз я умирала / Однако я здесь, возвращаясь к жизни / Я благодарю за страдания и руку, держащую кинжал / Потому что она убила меня так неправильно / И я продолжал петь…» Песня имела успех, потому что ее интерпретировали как устойчивость общества перед лицом авторитарного правительства, и она стала еще более известной во время последней военной диктатуры, которая началась в 1976 году и закончилась в 1983 году.
Руки, держащие кинжалы, намеревались убить издательский дом Editorial Perfil, его соучредителя Хорхе Фонтевеккья и, с момента его создания в 1989 году, Новости журнал, тоже попытались сделать это неудачно. И, как и Мария Елена, мы благодарим их за неуклюжесть, потому что вместо того, чтобы убивать нас, после этих неудачных попыток они всегда добивались того, чтобы сделать нас сильнее. Вот почему недавняя попытка президента Хавьера Милеи уничтожить независимое издательство не оригинальна, как и критика со стороны власть имущих. Многие сделали это до него.
Последняя диктатура сделала это, неоднократно закрывая Неделя журнал (предшественник Новости) и Фонтевеккья, его молодой директор, сначала оказались в тайном центре содержания под стражей Эль-Олимпо, а затем были вынуждены покинуть страну в США до возвращения демократии.
Последователи бывшего президента Карлоса Менема тоже сделали то же самое, когда Новости был средством массовой информации, которому пришлось выдержать большинство судебных разбирательств со стороны этого правительства (которое имело) автоматическое большинство в Верховном суде, в дополнение к постоянным угрозам и взрывам в Профильофисы. Именно в этот период было получено самое страшное наказание: убийство нашего фотографа Хосе Луиса Кабесаса, нападение на единственную редакцию, желающую расследовать деятельность Альфредо Ябрана и его мафии.
Киршнеризм сделал то же самое, когда репрессии приняли форму дискриминации. Рекламный бюджет правящего правительства был распределен почти между всеми другими СМИ, и этой компании был запрещен доступ к источникам правящей партии и Casa Rosada, а также публичные нападки на Новости, Профиль и основатель этого издательства.
«Я хорошо лажу со всеми журналистами, кроме одного, Фонтевеккья», — сказал однажды Нестор Киршнер; «Фонтевеккья хуже, чем [Héctor] Магнетто», — написала Кристина Фернандес де Киршнер в своей книге. Теперь со сторонниками Милея – как и раньше, с диктатурой Менема и киршнеризмом – правящая партия снова перешла в наступление.
Однако, несмотря на то, что цель Милея та же самая – уничтожение средства массовой информации, которое обычно не дает медового месяца самым жестким и наиболее влиятельным президентам – на этот раз особая особенность представлена самим этим человеком: насилие в дискурсе и жестах, которые очень отличается от любого другого. Милей — звезда этого авторитарного наступления против тех, кто думает иначе. Другой особенностью этой атаки президента является то, что, хотя он, похоже, уделяет больше внимания своим нападкам на Профиль и Новостион также нацелился на многие другие средства массовой информации и журналистов.
Даже те, кто явно демонстрирует позитивный настрой, но все же сбивает с толку лидера La Libertad Avanza, проявляя свободу каким-то словом или тоном, которые президент считает неуместными. сталкиваться с агрессией. Этот подход уже вызвал у него большое неприятие и требует размышления со стороны таких организаций, как Национальная академия журналистики, FOPEA и ADEPA, среди других.
Ничто из этого не изменит человека, который, учитывая его характер и стратегию, решил занять конфронтационную позицию с социальными игроками, влияющими на культуру общества, включая его журналистов, интеллектуалов и художников. Конфронтация Милея использует те же инструменты, что и его предшественники: он обвиняет конкретных людей и использует коммуникаторы правящей партии, чтобы плохо обращаться со всеми, кто критикует правительство, создавая страх для создания самоцензуры.
Более того, как и Киршнеризм, правительство Милеи за последние несколько недель начало дискриминировать рекламный бюджет штата через свои децентрализованные органы. Можно себе представить, кто в очередной раз ничего не получит… Разница в том, что благодаря известному «делу Перфила», которое прошло через суды и привело к приговору предыдущему правительству Аргентины, никто не сможет снова совершить это преступление. По крайней мере, не подвергая себя новому судебному приговору.
В любом случае, к большому сожалению Милеи, это издательство продолжит существовать, как и все те, кто нападал на него в прошлом. Это будет непросто, потому что этого никогда не было, и потому что давление правящей партии будет сопровождаться экономической ситуацией, одинаково затрагивающей все аргентинские компании.
При этом серьезным будет не повторение этих нападений. Самым серьезным было бы общество, допускающее его нормализацию, как это уже случалось в прошлом.
Это означало бы, что мы не извлекли уроков из своих ошибок. Было бы их повторить.