Эдуардо Ольбес Свой путь к карьере успешного скульптора начал на родных Филиппинах. В юности он работал подмастерьем краснодеревщика в Маниле, затем поступил в Университет Годара в Вермонте, где изучал резьбу по дереву.
Жизнь привела Ольбеса в Мексику, где он развил свою истинную страсть – камень – предпочитая называть себя стоунёр (резчик по камню), а не скульптор. По прибытии в П.Уэбло Магико Тепостлана в 1975 году, в возрасте 24 лет, он знал, что нашел место, где можно жить и работать до конца своей жизни. На протяжении более 40 лет он создавал работы в своей мастерской La Iguana de Oriente (Восточная игуана), выставляя их в Мехико, Маниле, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Барселоне.
На творчество Ольбеса повлияли его происхождение и наследие, но в большей степени — естественная красота гор Тепоцлана на севере Морелоса.
Около десяти лет назад Ольбес решил отплатить за столь щедрую ему территорию, основав парк скульптур: Дилао.
В 2012 году он нашел землю, «качающуюся красотой», говорит художник, под бдительной могилой Чалчитепетль (Холм сокровищ) на въезде в Тепостлан, ведущий из Мехико. Дилао родом из его родного тагальского языка и означает «желтый», имея в виду полевые цветы, покрывающие пять гектаров этого участка. Он быстро начал работу по восстановлению лесов на большей части территории, вероятно, спасая землю от жилой застройки.
Официальное открытие Дилао состоялось в ноябре 2019 года, в разгар сезона полевых цветов. Здесь представлены 80 работ самого Ольбеса и ряда других художников, чьими работами он восхищается и которые соответствуют миссии сада.
Однако не все произведения сада следуют одной и той же образной эстетике Ольбеса. Например, работы Хулио Мартинеса Барнетче более абстрактны и даже дидактичны. Работы Федерико Сильвы в металле имеют тенденцию быть геометрическими. Валентина Глез. Волерс создает смесь классической и причудливой мебели, а многопрофильный художник Иван Пуиг известен своими инсталляциями.
Ольбес говорит, что в прошлом творчество многих скульпторов было переплетено с архитектурой, которая формировала контекст. Большая часть современной архитектуры оставляет позади классическую скульптуру, поэтому Ольбес использует Дилао, чтобы показать, как природа может стать средой для трехмерного искусства. «Дилао — это мост между природой и искусством. Это похоже на симбиотические отношения». «Растения и пейзаж придают работе контекст», — говорит Ольбес. На большей части территории обильно растут полевые цветы и травы, которые срезают только в засушливый сезон из соображений безопасности. На самом интимном уровне большинство скульптур обрамлены тщательно расставленными растениями, которые создают мини-святилища, приглашая посетителей сосредоточиться на произведении.
В Дилао нет определенного пути; на самом деле, часть очарования заключается в том, чтобы увидеть скульптуру, пока вы бродите. Вы можете не только рассматривать изделия под любым углом, но и прикасаться к ним, несмотря на то, что многие из них сделаны из полудрагоценных камней, таких как жадеит и оникс.
Dilao — это частная и независимая инициатива, выживание которой зависит от посетителей и мероприятий. Помимо сада скульптур, здесь есть впечатляющий открытый павильон с мраморным полом и стволами тропических лиственных пород, поддерживающими крышу. Недавно были добавлены бар и ресторан Las Nubes («Облака»), и скоро начнутся работы над новой парковкой.
На сайте проводились дань уважения мексиканским артистам, музыкальные мероприятия, танцевальные концерты, свадьбы и многое другое. Тем не менее, Ольбес особенно заинтересован в том, чтобы в загруженные выходные Тепостлана широкая публика могла по-настоящему оценить то, что предлагает сад. Всего пара сотен посетителей каждые выходные компенсируют расходы на содержание.
Дилао открыт с 10:00 до 18:00 с четверга по воскресенье, в любую погоду, с экскурсиями по субботам в полдень. Общая плата за вход составляет 100 песо, включая парковку.
Дилао сравнивают с сюрреалистическим садом Эдварда Джеймса в Ксилитле, но существует одно существенное отличие. Ольбес задумал Дилао с социально сознательной точки зрения: «[Tepoztlán] был моим домом более 40 лет, и я должен заботиться о нем. Здесь родились мои дети и внуки. Я создал Дилао, потому что меня волнует Тепостлан и [Dilao] это письмо [to the town] о том, как сильно я люблю это как художник».
Ли Тельмадаттер приехала в Мексику более 20 лет назад и влюбилась в эту землю и культуру, в частности в ее ремесла и искусство. Она является автором Мексиканская картонерия: бумага, паста и фиеста (Шиффер 2019). Ее колонка о культуре регулярно появляется на Новости Мексики Ежедневно.