Если во всех четырех Евангелиях цитируются слова Христа: «Бедные всегда будут с вами», то это может показаться, по крайней мере, одной библейской истиной, которая выдержала испытание временем два тысячелетия спустя – не в последнюю очередь здесь, в Аргентине, где Обсерватория социального долга Католического университета УЦА недавно определила, что 57,4 процента населения находятся за чертой бедности, что является худшим показателем со времен кризиса 2001-2002 годов.
Проблема бедности бесспорна, но еще более спорным кажется тот факт, что предельно точные 57,4 процента. Учитывая агрессивное обнищание, вызванное продолжающимися мерами жесткой экономии и падением реальных заработных плат и пенсий, есть повод утверждать, что оно может быть выше, приближаясь к двум третям – сам президент Хавьер Милей установил цифру в 90 процентов, если потенциальная гиперинфляция материализуется. . Но этот процент также может быть ниже – это противоречит логике, согласно которой система, направляющая более четверти валового внутреннего продукта на социальные расходы того или иного рода, может быть настолько неэффективной, что удерживает от бедности только двух из пяти аргентинцев, что является аномалией. что заслуживает более глубокого анализа. В наши дни невозможно избежать вида людей, спящих на улицах, и нищих на углах, однако недоедание, от которого страдают беднейшие страны мира, является относительно изолированным явлением (которое превосходит по численности ожирение, которое является продуктом дефицита питания другого рода). Каков будет истинный процент бедности?
Тем не менее, эта охота за точным процентом ошибочна, поскольку она берет спорную цифру в 30 000 пропавших без вести во время военной диктатуры 1976-1983 годов и ставит этот вопрос в тупик или нет, в зависимости от его точности. Любой безмозглый догматизм о том, что эта цифра не превышает или не превышает 30 000 человек, очевидно, был бы весьма уязвимым фетишем, однако представлять, что дело против государственного терроризма на этом заканчивается, было бы в высшей степени упущением из виду. Обсуждение цифр – это одно, а отрицание – совсем другое. Это относится и к дебатам о правах человека, и к бедности.
Тем не менее, после предостережения против цифр как главного, они также заслуживают более пристального внимания. Во-первых, измерение бедности УЦА является многомерным – полное объяснение их сложной методологии вышло бы за пределы этого пространства, но их критерии выходят далеко за рамки хлеба насущного. А во-вторых, измерение бедности в целом весьма относительно. Президент Милей любит прославлять полвека между 1880 и 1930 годами (по крайней мере, до «одного человека, одного голоса» в 1916 году), однако мир за эти полвека в среднем составлял около пяти процентов текущего экономического производства, которое распределялось между примерно 20 процентами населения. нынешнее население планеты – очевидно, гораздо более бедная планета (ожидаемая продолжительность жизни по переписи населения Аргентины 1914 года составляла 49 лет). Критики популизма часто указывают на то, что всего лишь четыре или пять процентов населения находились за чертой бедности полвека назад, однако документальные фильмы о покойной футбольной суперзвезде Диего Марадоне показывают, что он рос в те годы в условиях жизни, типичных для его класса, которые сегодня были бы разделены. лишь меньшинством, даже среди обездоленных (15 процентов, согласно последнему опросу УЦА). В прошлом веке канадцы были озадачены тем, как их данные о бедности оставались неизменными, несмотря на очевидный экономический рост, пока кто-то не указал, что бедность определяется как уровень дохода ниже половины среднего. Подобные примеры можно было бы умножить до бесконечности.
Помимо таких ограниченных жестов, как удвоение детских пособий и надбавка к минимальной пенсии в размере 70 000 песо, у правительства президента Милеи нет краткосрочных решений проблемы бедности, несмотря на то, что заместитель руководителя Международного валютного фонда Гита Гопинатх с визитом выступила с ритуальным напоминанием «защитить уязвимые». Милей утверждает, что он работает над более устойчивым ростом в долгосрочной перспективе, а не над остановкой роста, движимым потребителями на протяжении большей части этого столетия, как пути выхода из бедности (точки, которые он, несомненно, высказал Папе Франциску в Ватикане ранее). этот месяц). Он мог бы также защитить свое прославление давно минувших десятилетий, указав на гораздо большую социальную мобильность того времени, которую он стремится восстановить (мобильность, которая, конечно, всегда может быть как нисходящей, так и восходящей).
Учитывая, что новому правительству еще далеко до знаменитых 100 дней, все еще предстоит выяснить. Бедность, похоже, ведет проигрышную битву с забастовками, преступлениями и политической напряженностью за почетное место в общественной повестке дня, однако отказу от принципа «бедные всегда с нами» необходимо сопротивляться.