Алиссон душ Сантос Родригес, 18-летний студент из сельского городка Сан-Паулу Серкейра-Сесар, должен был стать первым человеком в своей семье, который будет учиться в престижной системе государственных университетов Бразилии.
После сдачи общештатного вступительного экзамена он был принят в медицинскую школу Университета Сан-Паулу (USP), получив одно из мест, отведенных для чернокожих, многорасовых абитуриентов и абитуриентов в рамках бразильской системы расовых квот.
Но в конце февраля, проехав пять часов в Сан-Паулу в свой первый день занятий, он узнал, что его запись была отменена. Жюри университета постановило, что Алиссон, который всегда считал себя многорасовым, на самом деле не был чернокожим или многорасовым.
Похожая ситуация произошла с 17-летним Глауко Далалио де Ливраменто, который в этом году потерял место в юридической программе USP, когда другой судейский комитет не согласился с его самоидентификацией как многорасового человека.
Семьи обоих студентов подали на университет в суд. В случае с Алиссоном суд в его родном городе дал USP пять дней на то, чтобы объяснить, почему 18-летний игрок был дисквалифицирован. Тем временем суд штата издал судебный запрет на восстановление зачисления Глауко, который школа может обжаловать.
Расовые квоты существуют в государственных университетах Бразилии с 2002 года и призваны помочь сгладить давнее неравенство в доступе к высшему образованию. Однако случаи Алиссона и Глауко — двух подростков, чья самоидентификация как многорасовых кажется уместной — вызвали общенациональные дебаты о том, как распределяются квоты и о справедливости системы в целом.
«Первая стадия политики расовых квот — это самодекларация, когда человек понимает, что он может стать жертвой той или иной формы расовой дискриминации из-за того, что он не белый», — объясняет Луис Аугусто Кампос, профессор социологии и политологии в Рио-де-Жанейро. Государственный университет де Жанейро (UERJ) и эксперт по расовым и позитивным действиям.
«Затем вы объединяете это с внешней классификацией, которая стремится имитировать взгляд общества и подтвердить это самодекларирование».
И Алиссон, и Глауко получили свои места в USP благодаря так называемому Provão Paulista — новой форме вступительных экзаменов в государственные университеты штата Сан-Паулу. Для студентов, претендующих на поступление в университет через Прован и в соответствии с системой расовых квот, внешняя классификация их расовой идентичности проводится виртуально, при этом экзаменационная комиссия по очереди анализирует каждого кандидата.
Необходимость в квотах
Платные частные учебные заведения имеют низкую входную планку: государственные университеты Бразилии принимают практически всех без исключения студентов при условии, что они могут платить зачастую ошеломляющую ежемесячную плату за обучение. Государственные университеты Бразилии бесплатны и предлагают одни из лучших видов образования, которые может предложить страна. . Таким образом, их вступительные экзамены очень конкурентоспособны, и богатые учащиеся, чьи семьи могут позволить себе частное среднее образование, с самого начала получают явное преимущество.
«[Before racial quotas]государственное высшее образование было машиной, которая воспроизводила и усугубляла неравенство в Бразилии… Когда вы принимаете позитивные меры, вы позволяете чернокожим людям из государственных школ получать доступ к государственным университетам», — говорит г-н Кампос. Бразильский отчет. «Фактически вы оправдываете само существование государственного высшего образования».
В настоящее время законы о квотах гласят, что 50 процентов студентов, поступающих в государственные университеты, должны быть выходцами из государственных школ. В пределах этой половины места должны соответствовать минимальному проценту чернокожих, представителей разных рас и коренных народов в соответствии с демографическими данными на уровне штата по данным национальной переписи населения.
Согласно данным переписи 2022 года, чуть более десяти процентов бразильцев идентифицируют себя как чернокожие, а 45 процентов — больше, чем любая другая группа — заявляют, что проститеили многорасовый.
В буквальном смысле термин занавес относится к оттенку коричневого цвета и используется в Бразилии для обозначения людей смешанного коренного, европейского и, прежде всего, африканского происхождения.
«Самый крупный контингент коричневый имеют африканское происхождение. Пардо и чернокожие гораздо ближе с точки зрения шансов на социальную мобильность, чем пардо и белые, поэтому их включение в расовые квоты имеет фундаментальное значение», — объясняет г-н Кампос.
В середине 1990-х годов лишь небольшая часть студентов бразильских университетов была чернокожей. К 2018 году, через шестнадцать лет после введения расовых квот, более половины студентов университетов были небелыми. «Квоты изменили облик высшего образования в Бразилии», — добавляет г-н Кампос.
Внешняя расовая классификация
На протяжении почти двух десятилетий важность и обоснованность квот в государственных университетах вызывали в Бразилии много споров. Таким образом, показательно, что общественный резонанс по поводу дел Алиссона и Глауко был вызван не столько существованием расовых квот, сколько конкретными аспектами их реализации, а именно внешней расовой классификацией, системой, используемой для того, чтобы избежать необоснованного принятия белыми студентами преимущество позитивных действий.
По мнению г-на Кампоса, решение проблемы никогда не будет легким, поскольку раса сама по себе является социальной конструкцией.
«Люди — это те, кто видит расу; у них есть субъективные идеи, которые заставляют их классифицировать других по-разному, будь то на основе цвета кожи или других характеристик. В этом так много различий, потому что все это субъективно и так будет всегда. Никогда не будет алгоритма, который скажет нам, черные люди или нет, потому что раса не является биологически объективной».
В ответ на общественный резонанс по поводу отмены набора Алиссона и Глауко, USP опубликовала заявление, в котором объясняет критерии, используемые для определения того, являются ли заявители чернокожими, многорасовыми или коренными.
В школе заявили, что ее анализ расы является «строго фенотипическим» и использует такие характеристики, как «цвет кожи, волосы и форма тела». [candidates’] рты и нос».
Хотя многие эксперты, выступающие за расовые квоты, признают необходимость наличия системы противодействия мошенничеству, такие физические критерии неуместны в стране, которая борется с широко распространенным расизмом. «В ту минуту, когда вы составляете список с указанием размера носа и того, что у вас есть, у вас создается впечатление, что раса — это объективная классификация», — предупреждает г-н Кампос.
Социальные квоты?
Роберта Фрагосо, юрист и прокурор Федерального округа Бразилии, не выступает против квот на поступление в государственные бразильские университеты как таковых, но утверждает, что они должны придерживаться социальных и экономических критериев, а не расы.
«Семьдесят пять процентов бедных людей в Бразилии — чернокожие, поэтому, если вы продолжите вводить социальные квоты, вы сможете иметь объективные критерии, такие как доход семьи», — говорит она. Бразильский отчет. «Вы можете предложить бедным чернокожим людям доступ в университет без необходимости проходить через эти «расовые трибуналы»», — как описывает г-жа Фрагозо внешние экзаменационные комиссии.
Однако социальные квоты, основанные на доходе и государственном образовании, уже существуют в бразильской системе, поскольку 50 процентов мест достаются абитуриентам, обучавшимся в системе государственных средних школ. Более того, аргументом против таких чисто социально-экономических квот является то, что они игнорируют расизм, существующий независимо от класса. Хотя расовое неравенство в Бразилии очень близко к неравенству доходов, это не точная корреляция.
«Когда вы учитываете социально-экономический класс, вы все равно видите строго расовое неравенство. [in Brazil]», – отмечает г-н Кампос. «Если сравнить шансы на социальную мобильность бедного чернокожего человека, то они будут вдвое меньше, чем у бедного белого человека».
Аргумент г-жи Фрагосо, однако, не в том, чтобы отрицать расизм, который существует в Бразилии независимо от социально-экономического класса – она утверждает, что расизм «несомненно существует на всех уровнях бразильского общества – но это попытка обойти случаи такие как Алиссон и Главко, где их многорасовая самоидентификация не принимается.
«Сегодня в Бразилии женщина может пойти в ЗАГС и заявить о себе как мужчина. Например, самодекларации достаточно для квот для трансгендеров. Бразилия должна либо принять политику, согласно которой она принимает расовое самопровозглашение, а потенциальные случаи мошенничества выявляются и наказываются, либо принять социальные квоты, которые по-прежнему будут помогать бедным чернокожим людям, которые в них нуждаются».
Будущее университетских квот
Как Бразильский отчет Как показано в статье 2022 года, эксперты сходятся во мнении, что расовые квоты открыли невиданный ранее охват низших социальных классов, состоящих в основном из цветных людей. Исследования также показали, что поступление «студентов по квоте» существенно не повлияло на ни уровень поступления в университеты, ни качество курсов, ни успеваемость студентов.
«Несколько лет назад мы провели опрос и обнаружили, что примерно на 15 процентах государственных курсов бакалавриата студенты по квоте имели более высокие вступительные оценки, чем остальные», — рассказывает г-н Кампос. Бразильский отчет. «Так вот, на этих 15 процентах курсов квоты уже были не нужны. Если они добьются успеха, они в конечном итоге аннулируют себя».