Сторонники националистических тенденций в Софии организовали демонстрацию, включавшую насилие, в знак протеста против антивоенной пьесы американского актера Джона Малковича, обвинив его в «издевательствах» над ветеранами армии, «погибшими за Болгарию» в прошлом.
Сотни демонстрантов штурмовали премьеру в Национальном театре на прошлой неделе, неся флаги, распевая патриотические песни, выкрикивая оскорбления и лозунги, в том числе «Малкович, иди домой». Они избили режиссера и ряд деятелей и не позволили зрителям войти. .
«Эта пьеса — позор, и ее необходимо запретить, поскольку она высмеивает наших предков, погибших за Болгарию», — заявила студентка Иоанна Илиева (21 год) среди разгневанной толпы.
После шоу, которое прошло в почти пустом зале, Джон Малкович был удивлён такой реакцией. Он прокомментировал это с грустной улыбкой, сказав: «Мир живет в странное время, когда стремление к цензуре становится сильнее».
Пьеса ирландского писателя Джорджа Бернарда Шоу «Оружие и человек» принимает юмористический тон в своем подходе к сербско-болгарской войне конца XIX века в форме критики милитаризма и рассмотрения болгарских воинов как герои.
Американская звезда сказала в интервью агентству Франс-Пресс: «Это легкая и интересная пьеса, которую я ранее поставил в 1985 году на Бродвее». Он считал, что поиск исторической достоверности в театральном произведении влечет за собой «опасную наивность».
Семидесятилетний режиссер добавил: «Я уверен, что никогда не оскорблял ни одну из 47 стран, в которых работал». Он считал, что «проблема не в пьесе» и не в нем самом, а скорее это «часть процесса привлечения к ним внимания».
Национальное движение
В Болгарии, которая с 2021 года переживает беспрецедентный политический кризис, процветают националистические движения, которые, по мнению западных критиков, основаны на источниках дезинформации пророссийских агентств.
Эта пьеса «плохая» и «совершенно неуместная» в глазах крайнего националиста Вазрайдана, считающегося третьей силой в болгарском парламенте.
Что касается Союза писателей, то там подчеркнули, что “место для таких действий – не Болгария”, выразив недовольство “издевательством над тысячами солдат, павших на фронте за свободу и воссоединение Родины”.
Хотя спектакль и раньше вызывал протесты в первой половине двадцатого века, в 2000 году он был показан в Болгарии, не вызвав гневной реакции, по словам тогдашнего режиссера Николая Полякова.
Он заявил Agence France-Presse: «Нынешняя обстановка гораздо более напряженная в свете растущего чувства ненависти ко всему западному и американскому».
Прокуратура начала расследование с целью установления зачинщиков насилия.
Несколько европейских ассоциаций выразили свою поддержку Софийскому театру, в том числе Европейская театральная конвенция, которая отметила «тревожную тенденцию крайне правых групп по всей Европе хотеть ограничить свободу выражения мнений».
Архитектор Николай Христов (66 лет), присутствовавший в зале, не увидел «ничего антиболгарского» в спектакле, «сосредотачивающемся на любви и историях чести».
«Как и все болгары моего возраста, я служил в армии и меня текст совершенно не обижает», — сказал Христов.