Десять китайских “нет”

Китайцы обнаружили, что у их подрастающего поколения как-то сами собой сформировались весьма странные (по их мнению) жизненные принципы. Сперва им казалось что ныняшняя молодёжь ленива, и просто не хочет вставать с постели из лени.

Не хотят стараться. Проводят всё время у экрана. Ведут очень уединённый образ жизни без каких-либо выраженных интересов. Не встречаются ни с семьёй, ни друг с другом. Одеваются в самую дешёвую одежду. Буквально “Новые Ватники”. Это новая “мода” на военную униформу вместо одежды, но не из сентиметальных соображений, а из чисто прагматических – так дешевле и практичнее.

Но оказалось, что всё куда глубже. Это целое поколение, выставившее прошлому поколению средний палец и молча “кричащее” о своём отказе участвовать в манипуляции ими ради богатства и процветания богатых и успешных.

Они ограничивают свои контакты с окружающим миром до минимума. Закрывают за собой дверь, когда приходят. Одевают наушники. Опускают шторы. Заказывают еду в ночной доставке. И ни в чём не принимают участия. Они никогда не работают сверхурочно. Они не отвечают на сообщения в групповых чатах. Они не контактируют с начальством и коллегами в мессенджерах. Не отвечают на звонки начальства. Они не принимают никакого неуважительного отношения к себе.

А вот те самые “10 НЕТ” которых раньше было всего четыре:

– Не сдавать кровь;
– Не давать благотворительных пожертвований;
– Не жениться и не выходить замуж;
– Не рожать детей;
– Не покупать жильё;
– Не покупать лотерейных билетов;
– Не покупать акций и ценных бумаг;
– Не инвестировать в фонды;
– Не помогать старикам;
– Не участвовать ни в чём эмоционально.

Я думаю, стоит обратить внимание на то, что это массовая субкультура одной из самых населённых стран мира – Китая. Мы говорим о многих миллионах молодых людей, о сотнях миллионов.

Китайские социологи, изучающие это новое явление, говорят, что это разумная реакция нижних слоёв общества на вопиющее неравенство в доступе к реcурсам и возможностям . Новое поколение ясно и чётко осознаёт себя в униженном положении и не принимает никакие манипулятивные нарративы со стороны имущих. Они больше не верят ни в какие сказки про “мы” и про “нас”. Каждый из них ясно понимает, что мир против него. Видит, что у него нет позитивных сценариев, предлагаемых ему обществом.

Любая оплачиваемае работа не покрывает даже базовых затрат, необходимых для того, чтобы эту работу выполнять. Они всё поняли. Они в этом участвовать отказываются.

А вас всё ещё беспокоят сексуальные меньшинства Европы?

Ещё одно из любопытных проявлений в молодёжной субкультуре Китая. Это всё тоже “Поколение Z” о котором Выше. Те из них, кто всё же участвуют в чём-то общественном – делают это так, что это максимально раздражает средний и имущий класс. Это нарочитая безвкусица. Нарочитая и осознанная. Это яби (субкультура) “Шаматэ” (производная от Английского “smart”).

Новое поколение бросает в лицо зажравшимся богатеям свои недостатки. Оно показывает им – “Вот это всё что мы можем себе позволить. И это всё что вы будете теперь видеть перед собой! Ничего другого ВЫ нам не оставили.” Это мирный протест против дискриминации по экономическим признакам.

Китайская особенность здесь – в отсутствии явной прямой агрессии. Это скорее сдержанная терпеливая пассивная агрессия. Это субкультура “зеркала”, показыающая действительную культурную нищету правящего класса и “высшего света”.

Запад как обычно ничего не понял, и думает, что яби “Шаматэ” это типа русских “гопников”. Они даже думают, что Яби (亚比) это следующая ступень после Шаматэ, которое якобы пошло на убыль после 2010 годов. Однако термин “Яби” всего лишь означает “азиатская субкультура”, то есть это общее определение азиатских субюкультур, а Шаматэ к 2010 году только-только сформировалось как отдельное культурное явление.

Когда читаешь Историю прошлого века, то видишь ситуацию прямо противоположную. Мы видим людей наполненных разными желаниями и устремлениями. Каждый старается что-то делать, как-то добиться каких-то своих целей. Да, все при этом сталкиваются в конфликтах и противоречиях и начинают бороться друг с другом и воевать. Происходят ужасные войны, революции, репрессии и прочее. Но все участники этого – живые люди, имевшие устремления.

А теперь мы видим уже нечто совсем иного качества. Мы видим легион легионов людей сдавшихся. Бросивших оружие и опустивших руки. Принявших своё поражение и отказывающихся от дальнейшей борьбы за свои желания. Отказавшихся иметь свои желания, намерения и цели. Людей, с самого детства доживающих свой век.

Это происходит на фоне прыгающих на сцене сияющих “звёзд”, которые уже не знают, чем им ещё вштыриться, чтобы зацепило.

Вот такой контраст. Десятки и сотни миллионов в полной апатии – на фоне сотен балдеющих от бесконечности доступных им ресурсов и возможностей. При том, что все всё видят! Всё на виду, всё у каждого на экране.

Этот чудовищный по масштабам дисбаланс не может быть стабильным.

PS. Впрочем, есть мнение, что это обычная блажь молодежи, каждое поколение это проходит.

Чем они круче хиппи или там панков, стиляг или отаку? Ровно те же принципы. Неимущая школота огласила “принцип” не иметь имущества — тоже мне новость. Зелен виноград. А то, что они одеваются под клоунов “назло богатым” — ну так чтобы их увидели, надо попасть в общество богатых. А так они только сами себе глаза мозолят. Ну и родителям своим.

Все мы видели, что с такими “принципиальными бунтарями” бывает к 30 — у всех семьи по залету, мешки под глазами, ипотеки и работа в том же месте, где работали отцы. Да еще и окажутся самыми ярыми конформистами в итоге.

Вот если бы они от смартфонов и соцсетей отказывались, это да, было бы необычно. Но ведь нет же.

Понимаете, есть два совершенно непересекающихся пласта асоциальной молодежи и асоциальных людей вообще. Первый — это реально асоциальные люди, которые боятся контактов, замыкаются в себе, иногда вообще не выходят из дома. Второй — это те, кого условно причисляют к асоциальным, потому что они нищие . Они носят одинаковые френчи, слушают одну и ту же музыку, делает идентичные модные прически – и с удовольствием участвует во флеш-мобах на камеру, их волнует число подписчиков и популярность.

Первые, асоциальные, так поступают чтобы не общаться и не контачить . Вторые же, наоборот — социальные, и их мотивация буквально обратная — найти тусовку, найти себе подобных, быть как группа , самовыразиться как член движения, стать знаменитым. Вторых не берут в гламурные тусовки мажоров, у них нет денег на клуб, на тачки “с вот такой дверцей”, понтовые гаджеты и баленсиагу — лишь только поэтому они создают альтернативную модную тусовку и альтернативный гламур. Дайте им бабла — они будут вести себя даже мажористее гангста-реперов 90х.

И те, и другие — были всегда. Их можно спутать, особенно статистику, видящему только цифры — потому что и те и другие слабо участвуют в более традиционной активности — митингах, голосованиях, покупке ипотек, рождению детей, соцопросах, взносах в пенсионный фонд.

Первые останутся такими очень надолго — но всем похрен, потому что их и не видно. Вторые яркие и заметные, но они забудут про “протест” на следующий день после того, как папа найдет им нормальную должность.

Отаку и их современный аналог, сингуру (те самые “не знакомящиеся из Японии”) — из первых. Эти ваши ряженые в униформу и с прическами из мульта “тролли” — явно из вторых.

Протест — это когда все в ногу, а вы один не в ногу. Если миллионы не в ногу — это не протест, это мода. Это буквально обратное к протесту явление. Поэтому их не надо бояться потерять. Нихрена они не потеряны. Все они менее чем через 10 лет станут куда более упоротыми обывателями, чем их отцы, против кого они якобы бунтуют.

Поинтересуйтесь, в кого выросли все те идейные хиппи, сколько из них до сих пор живут голыми в шатрах и бренчат на гитарах про мир во всем мире. Колупните любого ястреба соответствующего возраста — и выяснится, что все они накуривались под Пинк Флойд или зажигали на Вудстоке.

Десять китайских “нет”