Должен ли закон шариата применяться к бывшим мусульманам в вопросах наследования? Вопрос перед СК | Объясненные новости

Верховный суд в понедельник (29 апреля) заявил, что рассмотрит вопрос о том, будет ли бывший мусульманин руководствоваться личным мусульманским законом — Законом шариата 1937 года — или светскими законами страны в вопросах наследования.

Что это за случай?

Суд действовал по просьбе премьер-министра Сафии, генерального секретаря организации бывших мусульман Кералы. В заявлении требовалось «заявление о том, что лицам, которые не хотят подчиняться мусульманскому личному закону, должно быть разрешено руководствоваться светским законом или Законом о наследовании Индии 1925 года, как в делах о наследовании без завещания, так и в делах о наследовании по завещанию».

Ситуация, когда у умершего нет составленного завещания, называется наследованием без завещания. При этом, когда имущество распределяется по завещанию умершего, это называется наследованием по завещанию. В Индии вопросы, связанные с наследованием, регулируются Законом о наследовании в Индии 1925 года, Законом о наследовании в Индии 1956 года и мусульманским личным законом или шариатом.

В данном случае заявитель сослался на решение Верховного суда от 2018 года по делу о входе в храм Сабаримала, в котором подчеркивается право на свободу религии в соответствии со статьей 25 Конституции Индии.

Праздничное предложение

Сафия заявила, что свободы, предусмотренные этой статьей, должны включать право не верить в религию. Она добавила, что тот, кто оставляет свою веру, не должен сталкиваться с «какой-либо инвалидностью или дисквалификацией» в вопросах наследования или «других важных гражданских прав». Ее отец официально не отошел от своей религии, но был неверующим, что привело к «особым проблемам» в вопросах наследования, сказала она.

В целом, как мусульманские законы о наследовании работают в Индии?

Наследование для мусульман в Индии регулируется Законом о применении мусульманского личного закона (шариата) 1937 года. Он кодифицирует шариат или закон, регулирующий мусульманство, и состоит из коранических принципов, учений, а также хадисов или практик Пророка Мухаммеда.

Согласно ему, долю в наследстве получают 12 категорий наследников или дольщиков по закону, в том числе муж, жена, дочь, дочь сына (или сын сына и так далее), отец, дедушка по отцовской линии и другие.

Помимо дольщиков, в другую категорию наследников, называемую «остатками», входят тети, дяди, племянницы, племянники и другие дальние родственники. Стоимость их доли зависит от нескольких сценариев.

Например, жена получает 1/8 доли имущества мужа после его смерти, если у них есть прямые потомки, такие как дети. Если нет, она забирает 1/4 доли. Более того, имущество мусульманина может перейти к мусульманину только в том случае, если это наносит ущерб жене или детям, исповедующим другую религию, поскольку Индийский экспресс сообщалось ранее.

Еще одним важным правилом является то, что дочери не могут наследовать более половины того, что наследуют их братья. Обоснование здесь заключается в том, что по мусульманскому праву женщина должна получать мехр и содержание от своего мужа после замужества, в то время как мужчины имеют право наследовать только имущество своего предка. Эти законы также вытекают из обычаев, в которых говорилось, что мужчины несут ответственность за содержание своих жен и детей.

По шариату только 1/3 имущества можно завещать в пользу кого-либо, а оставшуюся часть придется разделить в соответствии со сложным религиозным законом. Таким образом, у мусульманской пары нет возможности сделать кого-то своим единственным наследником.

В данном случае адвокат Прашант Падманабхан, который представлял Сафию, сообщил суду, что эти положения отрицательно повлияют на истца. Примечательно, что многие мусульмане предпочитают регистрировать свои браки в соответствии со Специальным законом о браке 1954 года, который не основан на религии. Это делается для того, чтобы воспользоваться возможностью регулироваться светским законом о наследовании, таким как Закон 1925 года.

Положения, касающиеся этого дела

В своем ходатайстве Сафия обратилась в суд с просьбой сделать заявление о том, что вопросы, предусмотренные разделами 2 и 3 Закона 1937 года, не регулируются шариатом.

Раздел 2 посвящен применению личных законов. В нем говорится, что в некоторых областях, таких как наследование без завещания и особое имущество женщин, «правилами принятия решений в случаях, когда стороны являются мусульманами, должен быть мусульманский личный закон (шариат)».

В постановлении ВС 2017 года по делу «Шаяра Бано против Союза Индии», которое признало практику тройного талак неконституционной, суд подтвердил, что раздел 2 предписывает мусульманскому «личному закону» приниматься исключительно в качестве «правила принятия решения». по вопросам, перечисленным в разделе 2.

Кроме того, в разделе 3 Закона говорится, что любой, кто удовлетворяет предписанным полномочиям, что (i) он является «мусульманином», (ii) правомочен заключать контракты в соответствии с Законом о контрактах с Индией 1872 года и (iii) является резидентом территорий, где применяется Закон, может применить Раздел 2 к нему и его потомкам. Проще говоря, это позволяет человеку заявить, хотят ли они, чтобы им правили законы шариата.

А как насчет применения шариата к людям, отрекшимся от своей веры?

В настоящее время мусульмане, желающие отказаться от своей веры, также связаны законами шариата – если только они официально не заявят о своем желании отказаться от нее в соответствии с Законом 1937 года. Но это лишило бы их закона, регулирующего аспекты наследования и правопреемства, поскольку статья 58 Закона о наследовании в Индии специально исключает мусульман из своей сферы действия.

Единственное исключение существует в порядке наследования по завещанию. В случаях, когда предметом собственности является недвижимое имущество, расположенное в штатах Западная Бенгалия, Ченнаи и Бомбей, мусульмане обязаны соблюдать Закон 1925 года.

Что решил суд?

Хотя CJI первоначально заявил, что мусульмане в Индии управляются шариатом, независимо от того, верят они в свою религию или нет, в конечном итоге коллегия согласилась рассмотреть это дело. LiveLaw сообщил CJI, что согласно разделу 3 Закона 1937 года нужно сделать конкретное заявление, чтобы руководствоваться шариатом.

Проще говоря, суд заявил, что, хотя можно заявить, что на него не распространяется действие законов шариата, Индийский Закон о наследовании создает «вакуум» для людей, которые решают оставить свою веру, но остаются без какого-либо светского закона, регулирующего аспекты наследования.

Принимая во внимание тот факт, что не существует светского закона о завещаниях и наследстве для мусульман, суд запросил ответы у правительств Центральной и Кералы, одновременно поручив генеральному прокурору Индии Р. Венкатарамани назначить юриста для оказания помощи суду. Теперь дело будет рассмотрено в июле.

Перейти к эмитенту новости