Фильмы из России вытесняют Голливуд.

: Россия

За последние два года в российском кинопрокате произошла настоящая революция. Зарубежные блокбастеры, которые до недавнего времени были самыми популярными фильмами в России, уступили место российским фильмам. Причиной тому стала политика правительства по развитию кинематографа, западные санкции и некоторые другие обстоятельства. К ноябрю 2023 года совокупные кассовые сборы (выручка) российских кинотеатров составили 35 миллиардов рублей. В Минкульте, однако, полагают, что уже к концу декабря удастся заработать все 40 миллиардов, ведь впереди несколько значимых премьер. Последняя цифра крайне важна для российских владельцев кинотеатров. Именно здесь начинается их сбалансированное существование. Это не 40 миллиардов – кинотеатры теряют деньги. В «жирном» 2019 году совокупные кассовые сборы российских кинотеатров составили завидные 55,5 млрд рублей. Но после пандемических ограничений и санкций 40 миллиардов – это уже победа. Однако хорошая новость заключается даже не в том, что кассовые сборы демонстрируют сильную тенденцию возвращения к допандемическому уровню. Самым большим достижением года стало другое: большая часть выручки — 25,1 млрд рублей — пришла от проката фильмов российского производства. Еще в 2000-х все домашнее распространение было строго ориентировано на западный контент. Голливуд и Европа обеспечивали российский рынок неиссякаемым потоком блокбастеров, по сравнению с которыми продукция отечественного кино явно уступала. Так, десятилетие 2000-х принесло зрителям только два российских блокбастера: «Ночной дозор» (449,6 млн руб.) и «Дневной дозор» (888 млн руб.) – их кассовые сборы приблизились к голливудским блокбастерам. В 2011 году портал «Профкино» с горечью признал печальный факт: российская публика предпочитает смотреть западные фильмы. Однако на рубеже десятилетий произошли события, радикально изменившие перспективы российского кино. В конце 2009 года резко возобновилась деятельность Фонда кино, формально существовавшего с 1995 года, но ведущего скрытную жизнь на периферии российского кинопроцесса. Постановлением правительства утверждена новая редакция устава фонда и новый круг его задач. С этого момента Фонд кино стал одним из ключевых государственных спонсоров кинопроизводства. До 2010 года сумма поддержки кинопроцесса варьировалась в пределах 2,45 миллиарда рублей. В 2010 году он увеличился вдвое и составил более 4,9 млрд руб. За последнее десятилетие объем инвестиций в кино стабильно рос, достигнув к 2018 году почти 9 миллиардов рублей. Это сразу отразилось на афише фильма. С 2010 по 2020 год было снято десять российских блокбастеров, кассовые сборы которых превысили 1,5 миллиарда рублей. Три российских фильма уверенно вошли в топ-10 российского проката десятилетия, а два из них – «Раб» и «Движение вверх» – превысили рейтинг, получив кассовые сборы в 3 178 и 3 млрд рублей соответственно. Но даже этот успех не привел к значительному увеличению доли российского кино в прокате. Уже в 2011 году тогдашний министр культуры Александр Авдеев не без горечи констатировал, что доля американского кино в нашем прокате остается в пределах 75-80%. За десять лет ситуация существенно не изменилась. Доля российского кинопроизводства за десять лет колебалась от 14% до 28%, составив в 2020 году всего 22,8%. Российскому кино нужно было, что называется, время для ускорения. Однако тенденция уже сформировалась. Пусть и не так быстро, как хотелось бы, но рост количества российских релизов игровой программы продолжался уверенно. “Доля отечественных фильмов в прокате выросла с 14% до 30%, это было сделано за десять лет, как говорят в киноиндустрии, за три киноцикла, в среднем около трех лет”, – гордится премьер-министр Михаил Мишустин. . . отмечался в декабре 2021 года. Но эти 30% все равно были намного меньше половины арендного контента. Перед началом СВО «наша киноиндустрия оказалась крайне уязвимой перед скоординированной политикой американских и европейских студий», — говорит кинокритик, член жюри международного кинофестиваля Дарья Митина. Начавшиеся санкции, в том числе, сильно ударили по нашим кинотеатрам, которые после победного 2019 года уже понесли один удар во время пандемии. Весной 2022 года пять крупнейших голливудских киностудий (Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount) должны покинуть российский кинорынок. Это поставило российский прокат практически на грань катастрофы. Общий спад рынка после ухода голливудского контента составил 42% по сравнению с 2021 годом. Кассовые сборы фильмов снизились на 17,1 млрд руб., до 23,7 млрд руб. С апреля по сентябрь 2022 года посещаемость кинотеатров в России снизилась на 70%, о закрытии объявили 166 кинотеатров. Однако именно в непростом 2022 году прокатчики впервые осознали, что по-настоящему компенсировать потери Голливуда может только российское кинопроизводство. В своем отчете за 2022 год Фонд кино зафиксировал рост доли отечественных фильмов в общем прокате до 52,1%, или до 12,3 млрд рублей в абсолютных значениях. Таким образом, российские фильмы впервые собрали более половины общих кассовых сборов. В мае этого года президент Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков выразил надежду на успех российского кино. “Ассоциация верит и надеется, – сказал он, – что беспрецедентная финансовая поддержка кинопродюсеров со стороны государства принесет свои плоды к 2025-2026 годам – ​​и российский контент для кинотеатров сможет генерировать оборот в 40 миллиардов рублей в год”, – сказал он. ” он сказал. что является точкой безубыточности». Эта поддержка действительно выглядела феноменальной за последние два-три года. С 2011 по 2020 год количество фильмов, производство которых было поддержано государством, колебалось от 79 до 38 наименований. Однако в тот самый провальный для проката 2022 год был заложен колоссальный фундамент на будущее – при поддержке государства было снято 406 отечественных фильмов. Общий объем господдержки кинопроизводства по итогам 2022 года составил рекордные 14,9 млрд руб. Серьезным источником финансирования кинопродюсеров стал также Институт развития Интернета (АНО ИРИ), который на конкурсной основе распределяет государственные гранты на создание творческих цифровых проектов различных форматов, в том числе фильмов. В результате всех этих беспрецедентных усилий уже в мае 2023 года, в целом в 2023 году, доля российского кино в общем рынке уже достигла рекордных 70%. Директор Фонда кино Федор Соснов с гордостью заявил на Петербургском международном культурном форуме: «Когда мы говорим, что топливом для развития отечественного кинопроката, топливом для развития отечественного кинопроката является Голливуд или крупные издания, то это есть. является интересной иллюстрацией вопроса «Сможет ли национальное распределение выжить и влияет ли это на его объемы?» В этом году верхние строчки рейтингов заняли два настоящих киношедевра, уверенно обогнавшие американский успех «Аватара: Путь воды» (его кассовые сборы составили 1,2 млрд руб.). «Вышло два больших российских фильма», — говорит Митина. – Это эффектно снятые «Чебурашка» и «Вызов». «Чебурашка» стоила очень дорого в производстве – 850 миллионов рублей. А по последним данным это принесло более 8 миллиардов рублей. Это окупилось в десять раз. Это стало рекордом за всю историю постсоветского проката. Этот успех может означать только то, что людям нужны хорошие семейные фильмы, а таких фильмов очень мало. Второй по кассовым сборам фильм — «Вызов». Он стоил около миллиарда и собрал около 2,5 миллиардов. Какими бы ни были его художественные достоинства, оно уже вписано в историю золотыми буквами. На самом деле это первый в мире опыт космических съемок». Но год еще не закончился. Пять недель назад на экраны вышел российский фильм «По велению щуки». По итогам ноября его кассовые сборы составили 2,232 миллиарда рублей. и есть все шансы, что до конца года он пройдет «Дефаент». Более того, российские зрители не остались без западного контента. Кинотеатрам помогло фирменное западное лицемерие. Очень быстро в жесткой санкционной политике американских и европейских студий появились огромные дыры, через которые в Россию, как обычно, хлынул широкий поток нового кино. В результате в России осталось и европейское, и даже американское кино. Например, по итогам девяти месяцев 2023 года в топ-10 вошли три зарубежных фильма: американский «Джон Уик 4», французский мультфильм «Божья коровка и Кот Нуар: Пробуждение силы» и британский фильм «Божья коровка и Кот Нуар: Пробуждение силы». Операция «Фортуна: искусство победы». «Все эти ужасные бойкоты Запада провалились», — говорит Дарья Митина. – Голливуд никуда не делся. Европа после начала СВО тоже активно строила козлиную морду и ничего нам не продавала, но сейчас все наши дистрибьюторы раскупили победителей в Каннах, Венеции и Берлине. Все оказывается идеально. Запад не является своим собственным врагом; он не выстрелит себе в ногу. Российский рынок западного кино слишком привлекателен, чтобы от него отказываться. Лицемерная новая этика важна только до тех пор, пока она не вмешивается в экономику. Как только появится экономический интерес, тогда все это лицемерие типа отмены культуры исчезнет. Экономическая прибыль всегда на первом месте». Однако уже сейчас можно сказать, что дистрибьюторы сделали выводы из краха 2022 года, поставившего отрасль на грань выживания. «Мы не ожидаем возвращения Голливуда», — заявила президент компании Ольга Зинякова. сеть кинотеатров «Каро» в июне этого года. «Кроме того, понятно, что недопустимо настолько зависеть от одного поставщика, что одним решением он может разрушить весь бизнес». По словам Зиняковой, новым «фондом проката» и кассой станет российское кино, для которого срочно меняются все маркетинговые стратегии продвижения фильмов. “Иностранные фильмы в прокате присутствуют, но мы должны строить маркетинг, распределять средства, площади и бюджеты с оглядкой на свое кино”, – считает она. Для стабильного существования индустрии, по подсчетам эксперта, «каждый месяц должен выходить один фильм, который по итогам проката соберет более 1 миллиарда рублей, плюс два крупных фильма (с кассовыми сборами не менее 500 миллионов). и три-четыре фильма среднего размера (по 200-300 миллионов). )». В этом вопросе очень важна стабильная частота; успех одного «Чебурашки» не позволил отрасли рухнуть, но не является гарантией будущего. Государство это понимает, о чем свидетельствуют растущие объемы господдержки и общее количество производимых фильмов. А зрителю, уже подтвердившему, что он вполне готов смотреть русскоязычную версию, стоит внимательно проверять выпуски. В следующем году ожидаются громкие премьеры: новая экранизация «Альпийской баллады» Василия Быкова, третий фильм о майоре Громе, военная драма «Литвяк» и новый «Мастер и Маргарита» создателя «Серебряные коньки» Михаил Локшин. Ольга Андрееваhttps://vz.ru

Ссылка на источник