АГРА: В отличие от распространенного мнения, что Холи – это праздник индуистов, мусульмане тоже праздновали этот праздник с рвением на протяжении веков, особенно во времена Великих Моголов.
По словам бывшего регионального директора Археологической службы Индии (ASI) и лауреата Падма Шри К.К. Мухаммеда, Холи праздновался так же, как Ид в форте Агры и Красном форте в Дели в эпоху Великих Моголов. ) или Ааб-э-Паши (дождь из ярких цветов)”, – сказал он.
Абул Фазл пишет в «Айн-и-Акбари», или «Конституции или институтах Акбара», что император Великих Моголов в течение года собирал красивые водяные пистолеты (пичкари) разных размеров и был очень взволнован фестивалем. Мухаммед рассказал TOI, что «раньше это был один из редких случаев, когда император Акбар выходил из своего форта в Агре и играл в Холи даже с простыми людьми».
В «Тузук-э-Джахангири» император Джахангир упоминает, что он активно играл в Холи и организовывал собрания, известные как «Мехфил-э-Холи». Картины Джахангира, играющего в Холи со своей женой Нур Джахан, были написаны многими художниками, такими как Говардхан и Расик.
Более того, на замечательной картине император Великих Моголов Мохаммед Шах Рангила изображен бегущим по дворцу со своей женой, следующей за ним с пичкари. Под псевдонимом «Садаранг» Рангила в этой композиции ярко описывает сцены Холи. Последний император Великих Моголов, Бахадур Шах Зафар, чьи холи-фаги (песни) наслаждаются даже сегодня, позволил своим индуистским министрам каждый год во время Холи красить свой лоб гулалом.
Проливая больше света, историк Радж Кишоре Радже, автор книги «Таварих-А-Агра», основанной на истории Агры, сказал: «Холи праздновался в форте Агры во время правления Акбара, Джахангира и Шаха Джахана. . Эту практику продолжили их преемники, за исключением Аурангзеба Аламгира. Бахадур Шах Зафар был еще одним правителем Великих Моголов, который любил отмечать праздник вместе с индуистской общиной».
«Не только императоры, суфийские поэты использовали этот фестиваль как возможность пропагандировать послание братства. Суфийский святой Сайид Абдулла Шах Кадри, широко известный как Баба Булле Шах, одинаково почитаемый в Индии и Пакистане, написал: «Хори хелунги, ке Бисмилла; Нам наби ки ратан чади, бонд пади Аллах; Ранг рангели охи хилаве, джис сикхи хо фанаа фи Аллах» (Я буду играть в Холи, произнося бисмиллах; как драгоценный камень во имя Пророка, каждая капля падает в ритме Аллаха, только он тот, кто научился терять себя в Аллахе, может играть с этими красками)», — сказал Али Надим Резави, генеральный секретарь Конгресса истории Индии и старший профессор Мусульманского университета Алигарха.
В 13 веке известный поэт Амир Хосров написал множество стихов в честь праздника. «Кхелунги холи, Кхаджа гхар айе, дхан дхан бхааг хамаре саджни, Кхаджа аайе аанган просто» (я сыграю Холи, когда Кхаджа вернулась домой, благословенна моя судьба, о друг, поскольку Кхаджа пришел в мой двор) — один из таких стихов. . .
Каям, поэт XVIII века, изобразил праздник в цветах. В своем длинном стихотворении «Чандпур ки Холи» Кайям рисует сцену пьяного маулви, забывшего дорогу в мечеть. Таково состояние людей на Холи. Свое стихотворение он заканчивает молитвой: «Илахихай джаб такке, йе шор о шар хо, алам миен, Холи сейбакиасар». (О Боже, пусть праздник Холи продлится до тех пор, пока его не переживет мир).
По словам бывшего регионального директора Археологической службы Индии (ASI) и лауреата Падма Шри К.К. Мухаммеда, Холи праздновался так же, как Ид в форте Агры и Красном форте в Дели в эпоху Великих Моголов. ) или Ааб-э-Паши (дождь из ярких цветов)”, – сказал он.
Абул Фазл пишет в «Айн-и-Акбари», или «Конституции или институтах Акбара», что император Великих Моголов в течение года собирал красивые водяные пистолеты (пичкари) разных размеров и был очень взволнован фестивалем. Мухаммед рассказал TOI, что «раньше это был один из редких случаев, когда император Акбар выходил из своего форта в Агре и играл в Холи даже с простыми людьми».
В «Тузук-э-Джахангири» император Джахангир упоминает, что он активно играл в Холи и организовывал собрания, известные как «Мехфил-э-Холи». Картины Джахангира, играющего в Холи со своей женой Нур Джахан, были написаны многими художниками, такими как Говардхан и Расик.
Более того, на замечательной картине император Великих Моголов Мохаммед Шах Рангила изображен бегущим по дворцу со своей женой, следующей за ним с пичкари. Под псевдонимом «Садаранг» Рангила в этой композиции ярко описывает сцены Холи. Последний император Великих Моголов, Бахадур Шах Зафар, чьи холи-фаги (песни) наслаждаются даже сегодня, позволил своим индуистским министрам каждый год во время Холи красить свой лоб гулалом.
Проливая больше света, историк Радж Кишоре Радже, автор книги «Таварих-А-Агра», основанной на истории Агры, сказал: «Холи праздновался в форте Агры во время правления Акбара, Джахангира и Шаха Джахана. . Эту практику продолжили их преемники, за исключением Аурангзеба Аламгира. Бахадур Шах Зафар был еще одним правителем Великих Моголов, который любил отмечать праздник вместе с индуистской общиной».
«Не только императоры, суфийские поэты использовали этот фестиваль как возможность пропагандировать послание братства. Суфийский святой Сайид Абдулла Шах Кадри, широко известный как Баба Булле Шах, одинаково почитаемый в Индии и Пакистане, написал: «Хори хелунги, ке Бисмилла; Нам наби ки ратан чади, бонд пади Аллах; Ранг рангели охи хилаве, джис сикхи хо фанаа фи Аллах» (Я буду играть в Холи, произнося бисмиллах; как драгоценный камень во имя Пророка, каждая капля падает в ритме Аллаха, только он тот, кто научился терять себя в Аллахе, может играть с этими красками)», — сказал Али Надим Резави, генеральный секретарь Конгресса истории Индии и старший профессор Мусульманского университета Алигарха.
В 13 веке известный поэт Амир Хосров написал множество стихов в честь праздника. «Кхелунги холи, Кхаджа гхар айе, дхан дхан бхааг хамаре саджни, Кхаджа аайе аанган просто» (я сыграю Холи, когда Кхаджа вернулась домой, благословенна моя судьба, о друг, поскольку Кхаджа пришел в мой двор) — один из таких стихов. . .
Каям, поэт XVIII века, изобразил праздник в цветах. В своем длинном стихотворении «Чандпур ки Холи» Кайям рисует сцену пьяного маулви, забывшего дорогу в мечеть. Таково состояние людей на Холи. Свое стихотворение он заканчивает молитвой: «Илахихай джаб такке, йе шор о шар хо, алам миен, Холи сейбакиасар». (О Боже, пусть праздник Холи продлится до тех пор, пока его не переживет мир).