Тщательно отобранная команда обычно тренируется в течение нескольких месяцев перед церемонией в военной манере, поэтому отобранные и отправленные в Джакарту рассматриваются как лучшие студенты, которые являются источником гордости для своих семей и школ. Однако в этом году гордость за попадание в команду была запятнана новым правилом, которое некоторые сочли «вредящим разнообразию».
Национальный совет Паскибрака (PPI), организующий отряд по поднятию флага, сообщил, что 13 августа 18 студенток сняли хиджабы во время церемонии инаугурации с Видодо в Государственном дворце в Джакарте.
«Почему во время инаугурации было «запрещено» носить хиджаб? Почему были [the girls] униформа не должна носить хиджаб? Разве это не вредит самому разнообразию?» — спросил Густа Фериза, председатель PPI, в заявлении, опубликованном 14 августа.
Правило ношения хиджаба также привело к кадровым изменениям в команде: носящая хиджаб Маулия Пермата Путри, студентка из Западной Суматры, изначально была назначена нести поднос с флагом в команде, но затем ее заменила Ливения Эвелин Курниаван из Восточного Калимантана, которая не носит платок.
14 августа Юдиан Вахьюди, глава Агентства по развитию идеологии Панчасила (BPIP), которое курирует Паскибраку с 2022 года, отверг обвинения в том, что оно заставляло студенток снимать хиджабы.
Все студенты, участвовавшие в отряде по поднятию флага в этом году, согласились «добровольно» следовать правилам, установленным BPIP, включая демонстрацию «форменной одежды и поведения при выполнении государственных обязанностей», сообщил Юдиан журналистам.
Реакция BPIP вызвала возмущение, и некоторые призвали Видодо уволить Юдиана.
Иск против Видодо и BPIP был подан Индонезийским агентством по надзору, контролю и обеспечению правопорядка совместно с общественной организацией Megabintang Foundation в суд города Соло в Центральной Яве.
Они требуют 200 миллионов рупий (12 800 долларов США) на «расходы на восстановление» членов Paskibraka, которые сняли хиджабы во время инаугурации. Они также хотят, чтобы Видодо транслировал публичное извинение на всю страну, как по телевидению, так и в Интернете, и чтобы Видодо уволил Юдиана с поста главы BPIP.
В конце концов, партия BPIP смягчила свое решение, и некоторые девушки из группы, поднимавшей флаг, надели хиджабы во время последующих церемоний по случаю Дня независимости в Нусантаре и Джакарте.
Дилемма хиджаба
Рина Тиаравати, активистка за права женщин из Джакарты, сказала, что ее «разрывает» этот вопрос, поскольку многие ученицы в Индонезии были вынуждены носить хиджаб в своих школах.
«Нам нужно спросить студентов, чувствуют ли они облегчение и комфорт, когда BPIP попросила их снять хиджабы», — сказала Рина.
Давление со стороны сверстников
В отчете НПО говорится, что индонезийские женщины, которые не носят хиджабы или носят их не так, как считается правильным, подвергались издевательствам, преследованиям и психологическому стрессу. Издевательства были более выражены в отношении тех, кто отказался от хиджаба после многих лет его ношения, как это недавно произошло в случае Камиллы Летиции Аззахры, дочери Ридвана Камила, бывшего губернатора Западной Явы и кандидата на выборах губернатора Джакарты в этом году.
«Когда я сняла хиджаб, люди говорили мне: «Твой бедный отец понесет твои грехи, твой бедный муж понесет твои грехи»», — сказала Мерида, которая общалась с This Week in Asia под псевдонимом из-за деликатности вопроса.
34-летняя мать одного ребенка воспитывалась в строгой мусульманской семье, которая заставляла ее носить хиджаб с восьми лет, сказала она. В университете Мерида специализировалась на философии, где преподаватель требовал от студентов «анализировать исламские стихи на основе их соответствующих убеждений».
«Как оказалось, у нас разные взгляды на один и тот же стих, хотя мы все мусульмане», — сказала она.
«[I found out that] интерпретации о хиджабе [verse] тоже слоистые. Но я задался вопросом, почему [the rule] выданный мужчиной? Это касается женских тел. Женщины будут чувствовать жар от ношения длинной одежды, они будут чувствовать, как неудобно носить абая [long dress] «Когда вы едете на мотоцикле или велосипеде или занимаетесь спортом», — сказала Мерида, жительница Депока.
Она наконец решила снять хиджаб в 2017 году, а год спустя сменила религию, чтобы выйти замуж за своего парня-христианина. В Индонезии межконфессиональные браки запрещены. Это решение было встречено осуждением ее мусульманской семьи.
«Моя мать и отец не одобрили моего решения. Моя мать никогда не гордилась мной, потому что она считала меня неудачницей. Только сегодня моя мать сказала: «Я перенесла тяжелое время, когда была беременна тобой и родила тебя, но ты стал таким», — сказала Мерида.
Мерида, которая раньше работала в НПО, занимающейся правами человека, сказала, что «в Индонезии с раннего возраста в обществе прививается давление со стороны сверстников, заставляющих носить хиджаб».
«Когда вы беременны, общество ожидает, что вы немедленно наденете хиджаб. Муж будет действительно хорошим мужем только в том случае, если он убедил свою жену носить хиджаб», — сказала она.
Рина, активистка движения за права женщин, заявила, что отмена хиджаба является «деликатным вопросом» в Индонезии, поскольку многие могут интерпретировать это как признак сокращения числа мусульман в стране.
«К сожалению, мусульмане в Индонезии все еще очень зациклены на цифрах. Когда есть люди, которые говорят, что хиджаб не обязателен [in Islam]«Многие мусульмане сразу же начинают беспокоиться, что женщины снимут хиджабы и откажутся от ислама», — сказала она.