«El Show de Chespirito» — комедия-буффонада, созданная для молодой аудитории. Первоначально она выходила в эфир с 1970 по 1973 год, а затем снова с 1980 по 1995 год, представляя культовых персонажей в ситуационных зарисовках. В то время не было большого выбора телевизионных каналов, поэтому все смотрели то, что транслировал Televisa. Трансляция проходила каждый понедельник в 8 вечера, я с теплотой вспоминаю, как смотрел ее с братьями и сестрами за обеденным столом.
Роберто Гомес Боланьос, создатель
В 1950-х годах Роберто Гомес Боланьос начал свою карьеру в качестве писателя для рекламного агентства, прежде чем перейти к написанию текстов для телешоу. Он взял себе прозвище Чеспирито, потому что кто-то, кто восхищался его произведениями, называл его «Шекспирито», что означает «маленький Шекспир».
В 1970-х годах Боланьос создал «El Show de Chespirito», где он выступил в качестве сценариста, режиссера и ведущего актера. В шоу был представлен красочный состав персонажей, все из которых были воплощены в жизнь несколькими талантливыми актерами, которые менялись ролями.
Универсальность и обаяние этого ансамбля внесли значительный вклад в неизменную популярность шоу. На пике популярности «Чеспирито» был культурным феноменом, который, по оценкам, захватывал 350 миллионов зрителей за эпизод в Мексике и Латинской Америке.
Эль Чаво дель 8, сирота, с которым плохо обращались
Однако сообщения, переданные Чеспирито, не соответствовали бы стандартам детского программирования в наши дни. Звездой сегмента «Chavo del 8» был мальчик-сирота, живущий в деревянной бочке на террасе скромного района. Сообщество смеялось над ним за то, что он был бедным и ненужным. Все, чего он когда-либо жаждал, был сэндвич с ветчиной, который он редко получал.
Постоянно одетый в одну и ту же грязную и рваную одежду, Эль Чаво был грустным, одиноким, голодным ребенком. Хотя я надеюсь, что все восприняли этот сегмент как урок того, как не следует обращаться с нуждающимися, боюсь, что вместо этого он нормализовал пренебрежение с помощью смеха.
Соседи сурово презирали Эль Чаво за каждую оплошность, несмотря на его юный возраст. Когда его ловили, он опускал взгляд, пожимал плечами и извинялся крылатой фразой «это было непреднамеренно желанием” (что означает «Я сделал это непреднамеренно, а намеренно»). Эта фраза, произнесенная с невинностью и попустительством, стала культовой.
Столкнувшись с непреодолимой угрозой, Эль Чаво страдал клуб. В этом состоянии его колени и руки ослабевали, и он принимал застывший, отсутствующий взгляд. Единственный способ вывести его из себя — плеснуть ему в лицо воды. Мне нравится верить, что любому, кто страдает такими диссоциативными симптомами сегодня, была бы предоставлена надлежащая психиатрическая помощь.
Эль Чапулин Колорадо, бесполезный супергерой
Гомес Боланьос также играл персонажа Чапулина Колорадо. Этот спотыкающийся спасатель носил ярко-красный комбинезон, который закрывал его с головы до ног и демонстрировал его тощую фигуру. Он носил желтое нижнее белье поверх своих штанов, пародируя Супермена. Его виниловые антенны позволяли ему чувствовать опасность, и он отбивался от преступников с помощью скрипучего пластикового молотка под названием кричащий чипоте.
Используя спецэффекты, доступные на телевидении того времени, он иногда принимал чикитолин таблетки, которые уменьшали его до 8 дюймов в высоту, позволяя ему избегать сложных ситуаций. Несмотря на свои гаджеты, Эль Чапулин Колорадо был больше разговором, чем действием, часто говоря запутанными пословицами. Это добавляло безнадежности персонажам в опасности, когда он спонтанно появлялся, спрашивая: «Кто мне теперь поможет?»
Профессор Жирафалес — учитель, которого вы не хотите видеть у своих детей
В этом классе, где вели занятия некоторые знаковые персонажи, преподавал единственный преподаватель. Профессора Хирафалеса сыграл актер Рубен Агирре. Постоянно куря сигару, он часто сердито набрасывался на детей, унижая их за то, что они не знали ответов на случайные вопросы. Он часто кричал «та та таааааа» в порыве ярости, пытаясь восстановить порядок, когда класс превращался в хаос.
Доктор Чапатин, некомпетентный врач
Боланьос также изображал доктора Чапатина, дряхлого медицинского работника. Он был единственным доступным врачом, но безнадежно неспособным. Известный своим вспыльчивым характером, признаками слабоумия и значительной потерей слуха, доктор Чапатин часто говорил «me da cosa» (что означает «меня бросает в дрожь»), чтобы избежать неприятных задач. Когда он злился, он не стеснялся бить любого поблизости своей сумкой, особенно если они осмеливались назовите его старым. Преувеличенные недостатки этого персонажа подчеркнули критику сериалом профессиональной некомпетентности и абсурдность опоры на таких экспертов.
Юридические баталии — не шуточное дело
В начале 70-х годов Роберто Гомес Боланьос и Флоринда Меса встретились, когда она выступала в его шоу. Их профессиональные отношения переросли в личные, несмотря на то, что Боланьос был женат и имел шестерых детей. Эти отношения привели к значительному напряжению, поскольку первая семья Боланьоса никогда не принимала Месу. Пара поддерживала долгосрочное партнерство, как личное, так и профессиональное, и в конечном итоге поженилась в 2004 году.
Было много судебных исков по вопросам авторских прав. Спустя годы после окончания съемок многие актеры хотели продолжить играть своих любимых персонажей в других проектах. Боланьос подал на них в суд, утверждая, что он создал их и владеет ими. Его смерть в 2014 году вызвала множество дани, и всплыло множество тревожных истин.
После смерти Боланьоса его сын Роберто Гомес Фернандес активно участвовал в управлении и защите наследия своего отца. Фернандес стал главой Grupo Chespirito, которая курирует права на работы его отца. Фернандес был вовлечен в несколько юридических споров, в частности с Televisa, что привело к прекращению трансляции программ «Chespirito» в 2020 году.
Юридическая динамика между Флориндой Меса и Роберто Гомесом Фернандесом была сложной и спорной. Меса активно участвовала в юридических баталиях, чтобы защитить наследие своего мужа и свои собственные права. Она инициировала судебный иск против Гомеса Фернандеса, в частности, в отношении производства биографического сериала о жизни Боланьоса. Она утверждает, что сериал не получил ее согласия, и она изображены без всякого уважения к истине и уважению.
Сложное наследие этого культового шоу сочетает его непреходящее очарование с темными аспектами его закулисной динамики. Глупость шоу и запоминающиеся крылатые фразы продолжают занимать особое место в сердцах миллионов. Наследие Роберто Гомеса Боланьоса продолжает жить, как прославляемое, так и критикуемое, как одна из самых влиятельных фигур в истории мексиканского телевидения.
Сандра Ганц Кахан — мексиканская писательница и переводчик из Сан-Мигель-де-Альенде, специализирующаяся на психическом здоровье и гуманитарной помощи. Она верит в силу языка, способствующего состраданию и пониманию в разных культурах. С ней можно связаться по адресу: [email protected]