послушай новости
Боливийская политика переживает конец политического этапа, в котором доминируют лидеры-популисты и корпоративные политические движения, но который сейчас разрушается из-за раскола, фракционной борьбы и морального унижения. Эти события создали условия для наступления нового политического периода, особенности и масштабы которого мы до сих пор ясно не видим.
Это изменение политического цикла сталкивается со сложными проблемами, такими как развивающийся экономический и социальный кризис, восстановление верховенства закона, реконструкция демократических институтов, необходимость возрождения судебной системы и восстановления ее независимости и профессионализма, надежной избирательной системы. система, которая может гарантировать свободные и справедливые выборы, и, конечно же, вопрос управляемости.
Есть и другие основные проблемы: одна из них — политическая, идеологическая и территориальная поляризация; Это наследие, которое оставляет нам завершающийся политический цикл. Поляризация пересекается с политической фрагментацией, которая затрагивает даже MAS. Другое наследие – это кризис национальной идентичности; кризис, выражающийся в утрате или глубоком ослаблении чувства нации, национальной общности, общих целей и общего видения будущего.
Дос Боливиас
«Две Боливии» — это парадигма переосмысления нашей страны, природы ее проблем, дилемм и вызовов; Кстати, спорная метафора. Однако это не может быть надуманным, учитывая события последних двух десятилетий, а также политическую и социальную историю страны. Идея двух Боливий отражает реальность раздробленного общества с глубокими разногласиями между социальными, политическими и территориальными субъектами. Давайте посмотрим:
Боливия формируется вокруг городских средних классов и высших социальных слоев, формальной и деловой экономики, а также новых региональных сил – в основном Санта-Крус и его зон влияния. Другая Боливия развивается вокруг сельского, коренного и провинциального населения, слоев чоло-метисов городов — особенно на западе страны — и особенно крупного города аймара Эль-Альто.
А Боливия идентифицирует (в основном) ценности современности и республиканские традиции; Оно более индивидуалистично, больше склоняется к политической и экономической свободе, частной инициативе и включению в глобальную экономику; хотя зачастую и противоречиво. Другая Боливия, похоже, гораздо больше придерживается общинных традиций, этнической и корпоративной идентичности; Их жизненная экосистема вращается вокруг неформальной экономики, где бедность наиболее сконцентрирована. Однако именно в этой другой Боливии появляются новый популярный средний класс и группы бизнесменов из числа коренных народов (многие из которых преуспевают); которые противостоят традиционным элитам и оспаривают экономическую и социальную власть.
Легко видеть, что то, как эти два полюса взаимодействуют и соотносятся друг с другом, оказывает большое влияние на траекторию развития страны. Когда их взаимодействие происходит в позитивном ключе, национальная жизнь приобретает стабильность, появляется больше возможностей для экономического и социального роста – страна укрепляется. Напротив, когда две Боливии сталкиваются, когда преобладают разногласия и поляризация, результатом является напряженность, нестабильность и ненадежное управление. Это повторялось много раз в нашей истории.
Национальная идентичность в кризисе
Мы должны понимать, что поляризация, которая затрагивает Боливию, глубока. У вас есть исторические и культурные корни. Это не просто эпизодическое, косвенное или относительно незначительное событие по сравнению с другими национальными проблемами. Основополагающим элементом этой поляризации (явной или скрытой) является слабая национальная идентичность. Общая идентичность боливийцев не только подвергается сомнению, но и должна конкурировать с другими, более ограниченными и конкретными идентичностями, такими как этническая, региональная или корпоративная идентичность. Проблема с этим типом узкой идентичности заключается в том, что они имеют тенденцию быть более закрытыми, вызывают очень эмоциональные реакции и имеют тенденцию вести к социальной дезинтеграции; В конечном итоге они подпитывают центробежные тенденции, которые подрывают национальную сплоченность.
Кризис национальной идентичности усугубляется политикой идентичности и мультикультурализма, которая с начала века активно ворвалась в боливийскую политику, рука об руку с движениями коренных народов и радикальными левыми группами, которые имели тенденцию заменять классовую борьбу борьбой между культурами, этническими группами. группы и национальности. Требования идентичности достигли своего пика с приходом MAS к правительству. С тех пор этнонационалистический дискурс является официальной идеологией автократического и корпоративного режима; речь, которая ставит под сомнение основы Республики и отрицает существование и легитимность боливийской нации. Этнический национализм МАС постулирует переоснащение Боливии на основе этнического и социокультурного разнообразия и с доминированием групп, провозглашающих себя представителями коренных народов и социальных движений. По сути, это идея многонационального государства.
Но это не единственный аспект, который подрывает общую идентичность боливийцев. Существуют также политические и интеллектуальные течения, которые отстаивают центральную роль региона, даже вопреки идее боливийской нации. Так обстоит дело с некоторыми крайними версиями Санта-Крус или идентичности Санта-Крус; которые, похоже, набрали силу в ответ на этнический национализм МАС. Однако его происхождение и история идут еще дальше.
Важно подчеркнуть, что такого рода явления, фрагментирующие социальную и политическую жизнь, характерны для стран, которым не удалось структурироваться как национальные государства или же лишь частичным, непоследовательным, нестабильным образом; раздирают внутренние распри, включая гражданские войны. Страны с нерешенными национальными проблемами: формирование определенной национальной идентичности; демографическая и географическая интеграция; эффективный контроль над своей территорией, сильная национальная культура, законное и эффективное государство, обладающее материальными и символическими возможностями и ресурсами для установления порядка и сохранения социальной сплоченности.
Кстати, Боливию возмущают последствия незавершенного, незавершенного национального строительства. Это заявление может показаться удивительным, учитывая процесс Национальной революции, центральным вектором которой была консолидация национального государства. Но, возможно, это не так уж и важно, учитывая перипетии, ошибки и неудачи Революции 1952 г. Фактически, хотя прогресс в плане социальной интеграции и территориальной интеграции неоспорим, сохраняется заметный дефицит социальной сплоченности. В конце концов, мы — общество, отмеченное обидами, обидами, недоверием и взаимным недоверием. Страна, которая не может создать основу для сосуществования, стабильности и эффективного управления. Это трясина, в которой мы находимся.
Боливийская нация
Несмотря на два столетия существования независимого государства, консолидация боливийской нации и национального государства остается нерешенной задачей. Поэтому должно быть ясно, каковы должны быть философская и моральная основа и стратегические рамки, в рамках которых происходит переход к новому политическому этапу; а также основой политического проекта, альтернативного декадентскому популизму, и чей ведущий мотив заключается в утверждении и консолидации боливийской нации, основанной на принципах равенства граждан, свободы личности и демократического правления, основанного на широком участии.
Помимо разнообразия нашего общества и, прежде всего, наших социальных, культурных и географических различий, боливийцам настоятельно рекомендуется восстановить чувство нации, национального сообщества с общими культурными связями, ценностями, историей и уникальными чертами. И, прежде всего: убежденность в том, что можно объединиться в великом проекте для страны и будущего. Проект с таким интегративным призванием мог бы произвести впечатление, как же иначе? явный контраст с этнонационализмом МАС, а также с распадающимися и не поддерживающими региональными позициями. Если мы не сделаем этого, вполне вероятно, что ни поляризация, ни фрагментация, ни асимметрия развития между более процветающими регионами и другими, более депрессивными регионами, не смогут найти последовательные решения и будут продолжать служить барьерами на пути социальной сплоченности, стабильности и хорошее управление.
Перекресток, на котором мы находимся
С одной стороны, это путь разделения, поляризации и фрагментации; разделенная Боливия –страна, а не нация: он оказывается в ловушке конфликта без решения, противоборствующих сил, которые вмешиваются и нейтрализуют друг друга; застрявшие в экономической стагнации и с неуловимыми надеждами на лучшую судьбу. Однако мы также могли бы попытаться сломать эту инерцию. Этот другой путь означает размещение идей Нации и национальной идентичности в центре нового политического предложения (субъективный и эмоциональный фактор, который порождает узы доверия и создает социальный капитал; столь необходимый для сосуществования и прогресса, но поэтому отсутствующий или ненадежный). среди нас).
Вполне вероятно, что такой политический проект сможет сплотить и объединить боливийцев; сформулировать новое социальное, политическое и территориальное большинство, которое сопровождает новый цикл становления и поддерживает полное восстановление демократической системы. Но даже этого будет недостаточно: нам необходимо создать новый общественный договор между боливийцами и между государством, гражданами и регионами. Социальный контракт предполагает достижение широкого консенсуса относительно направления, в котором должна двигаться экономика, реорганизацию политической системы, восстановление верховенства закона, проведение судебной реформы и другие жизненно важные вопросы, чтобы поставить страну на путь перемен.
Вопрос в том, есть ли у политических, социальных и региональных игроков убежденность и желание заключить эти великие национальные пакты и соглашения. И появится ли дальновидное, настойчивое и дальновидное политическое руководство, которое будет продвигать такие соглашения и проводить экономические и политические реформы, которые необходимы нашей стране.