Пабло Марсал (PRTB), кандидат в мэры Сан-Паулу
Мойзес Мендес* в своем блоге
Эксперты, вызванные газетами, уже обсуждают масштабы и продолжительность явления маркализма. Как это было с Жаиром Болсонару, и почти все допустили ошибку. Как они сделали с Милей в Аргентине. И они тоже потерпели неудачу.
Предвидеть, что произойдет с феноменом Пабло Марсаля, — это упражнение в догадках, это почти шарлатанство. Но именно этого требует сегодня публика, и быстрая наука тоже поддается этим требованиям публики.
Проблема в том, что эксперты уже не понимают, что остается позади и чем можно объяснить появление этих цифр. Как мы можем желать увидеть будущее, если не понимаем, как они сюда попали?
Ответы в макросе повторяются. Гибридная война, трампизм, сети, разочарование в демократии, отрицание, превосходство, антисистемные движения, ложный морализм, церкви, милитаризм.
В частности, попытки объяснения терпят неудачу больше, чем добиваются успеха. Потому что крайне правые переработали себя так, что наука не может удовлетворить эти требования. Уже нет той науки, которая объясняла явления и конфликты прошлого века.
Давайте рассмотрим банальные примеры. В Аргентине самым известным экстремистом до начала 1920-х годов был депутат Альфредо Ольмедо, защищавший строительство стены на границе с Боливией.
После Милея об Ольмедо уже никто не вспоминает. Постдиктатурный фашизм был просто фольклором в стране, которая претендула на создание надежной защиты от экстремизма и тоталитаризма. А затем в 2021 году Милей создал партию Liberdade Avança, а через два года был избран президентом.
В Эквадоре Даниэль Нобоа был богатым и малоизвестным бывшим депутатом, пока в прошлом году его не избрали президентом. В Венесуэлу усталых Энрике Каприлеса и Хуана Гуайдо привезли домой Эдмундо Гонсалеса, чтобы заменить Марию Корину, которая до недавнего времени была всего лишь Дамаресом и уже повзрослела.
Нобоа 36 лет. Гонсалесу 74 года. Нобоа из поколения социальных сетей, Гонсалес — аналог, который может сказать то, что думает, только если прочитает текст, который для него написали на листке бумаги.
В Уругвае другой миллионер, Хуан Сартори, пытался стать их Болсонару на выборах, которые выиграл Лакалье Поу в 2019 году. Сартори исчез, а парнем из уругвайских крайне правых остается генерал и сенатор Гвидо Манини Риос, который следует протоколу как фашист.
В Чили после провала Учредительного собрания после 2019 года усилился расист и гомофоб Хосе Антонио Каст, который сформировал партию всего пять лет назад и намеревается сменить Габриэля Борича.
Каст — образцовый фашист, но кто осмелится увидеть его сходство с Болсонару, Милеи, Манини Риос, Гуайдо и Гонсалесом, выходящее за рамки базового подхода, который начинается с антисистемного дискурса?
А затем мы переходим к Пабло Марсалю, который пополняет ряды латиноамериканских крайне правых новыми ингредиентами в роли гангстера, связанного с бандитизмом новых времен виртуальных правонарушений и организованной преступности.
Легко, заманчиво и в очередной раз лениво говорить, что Марсаль доказывает болезни отчужденного, сексистского, расистского и отрицающего общества. Да, вот и все. Также легко использовать уничижительные прилагательные, чтобы идентифицировать эти цифры как человеческие отклонения. Десятки прилагательных.
Но этого недостаточно. Повторение того, что общество больно, что морализм и религия смешиваются, порождая экстремизм, что милиционеры и торговцы наркотиками приходят к власти при поддержке войн ненависти, лжи и клеветы, ничего из этого ничего не меняет.
Если ученые будут говорить как священники и пасторы, предупреждая о демонах крайне правых, мы будем все дальше и дальше от понимания того, почему существуют Болсонарос, Милеис и Паблос, если у них есть стандарты поведения, но они бросают нам вызов в своих особенностях.
Сказать, что глина, из которой родился Милей, — это та же глина, из которой сформировался Пабло Марсал, значит попасть в ловушку библейских объяснений. Они одинаковые и очень разные. И инструментов на полках этики и морали недостаточно, чтобы объяснить их и помочь им противостоять.
В случае с Бразилией мы, возможно, являемся свидетелями того, что Болсонару, феномен активности белых дядей из Запа, возможно, устал от войны и не знает, как сказать, чего он хочет от самого Болсонару.
Проще говоря, левые решили спасти Лулу, потому что в тех обстоятельствах, после переворота и тюремного заключения, они не выжили бы без Лулы.
Крайне правые, возможно, пытаются убить Болсонару, чтобы он мог выжить, под другими именами и другими взглядами. Конвейер фашизма не останавливается.
*Мойзес Мендес — журналист из Порту-Алегри. Он является автором книги хроник Todos quer ser Mujica (Editora Diadorim).
→ ЕСЛИ ТЫ ЗАБЫЛ ТАК ДАЛЕКО… Знайте, что у Pragmatismo нет инвесторов и он не входит в число компаний, получающих государственную рекламу от правительства. Журналистика стоит дорого. Всего за 1 РЕАЛЬНЫЙ реал вы поможете нам платить нашим специалистам и структуре. Ваша поддержка очень важна и укрепляет независимые СМИ. Пожертвовать через пиксель-ключ: [email protected]