послушай новости
Сантос Меркадо1
Этатизм — очень старая политическая философия, хотя этот термин относительно новый. Можно сказать, что эта философия родилась у первых племен около ста тысяч лет назад. По сути, это были племена, которые росли и каким-то образом научились группироваться в десять, пятьдесят или сто человек. Таким образом, они могли лучше защищаться от зверей, получать дикие плоды и все необходимое для выживания, на них работал этатизм.
Нам важно здесь задуматься о политическом устройстве этих племен, о вопросе командования и повиновения. Естественно, что был начальник, который отвечал за распределение заданий, распределение дел и принятие решений: кто будет охотиться на буйвола, кто будет ловить рыбу и т. д. Мы можем видеть два типа людей: один приказывает, а остальные подчиняются. Никто не мог оспорить решения начальника, иначе они рисковали потерять рассудок. Испытуемым нужно было только подчиняться, а не думать, задавать вопросы или предлагать альтернативы, инакомыслие было рискованным. Женщины были обречены оставаться и заботиться о детях и стариках.
Кресед и умноженный, три
Из-за роста племени некоторые люди осмеливаются придумать лучшее решение, чем решение вождя. Он знает, что если он будет противоречить патриарху, его могут высечь или убить, поэтому лучше бежать в тень ночи и взять с собой двух-трех женщин и детей. Им приходится бежать всю ночь, чтобы остаться вне досягаемости босса. Теперь вдали от досягаемости патриарха он отдыхает, а затем образует другое племя, но с той же политической структурой. Теперь новый начальник и остальные подчиняются.
Пример тиражируется, и таким образом образуются новые племена, которые распространяются по всему земному шару. Здесь можно сказать, что происходит первый кризис этатизма. Вождь, играющий роль главы государства, больше не может контролировать свой народ, они больше не подчиняются ему и предпочитают бежать и оставить вождя в покое. Проходят сотни и тысячи лет, и каждое племя изобретает свои способы общения, свои обычаи и развивает свои навыки. И в каждом племени, когда приходит время, случаются государственные кризисы.
Важно подчеркнуть соперничество между образовавшимися таким образом племенами. Это не имеет ничего общего с общим происхождением тысячелетий назад. Они все враги друг друга. Они смотрят друг на друга с подозрением, обижаются, если одно племя приближается к другому. Они думают, что потеряют фауну и флору, необходимые для пропитания. Интеллект, наблюдательность, экспериментирование, практика и вызов помогают некоторым племенам открыть для себя сельское хозяйство, животноводство, рыбоводство и многое другое. Таким образом, им удается приручать диких животных, сажать растения и собирать урожай, что позволяет селиться в определенных местах.
Непроизвольные обмены
Для одного племени было совершенно нормально заметить, что у другого племени есть одомашненные животные или, возможно, семена. Самым естественным было спланировать ночную атаку, перебить все племя и забрать желаемое добро, включая женщин и детей, это была военная добыча. Нормальная практика, поскольку другой системы обмена еще не было обнаружено.
Примерно через 80 000 лет, то есть 20 000 лет назад, был наконец открыт добровольный обмен. Человеку из одного племени удается договориться с другим человеком из вражеского племени. Скажем, они обменивают кусок акулы на кусок фасоли. Это факт огромной важности, сдвиг парадигмы. Вежливое обращение с врагом, незнакомцем было чем-то необычным. После обмена каждый с радостью отправляется к своим племенам. Воины, так подготовленные убивать, убивать и уничтожать врагов, были разочарованы.
Введение добровольного обмена нарушило традиции и обычаи, фактически поставило господствовавший до того времени этатизм в кризис; Конечно, эта новая практика добровольного обмена не была распространена на все племена, некоторые из них усвоились и значительно развились, другие продолжали применять насилие, грабежи, убийства и резню (Аттила, викинги, нацисты, путины и т. д.).
Фернандо
Искоренить этатизм непросто. Вера в доброжелательное начальство возникла тысячи лет назад. Сегодняшний ребенок узнает, что иметь отца, который заботится о его здоровье, еде и одежде, – это прекрасно, но это семейный застой, и это неплохо, пока он длится достаточно долго, тогда он должен освободиться, чтобы летать и создавать свое собственное. решения, иначе это станет трагедией.
Вы видите застой в директоре оркестра. По-другому и быть не может, потому что только так можно чудесно исполнить Девятую симфонию Бетховена. Недопустимо, чтобы каждый музыкант позволял себе делать все, что хочет. Мы еще можем принять централизованное управление автопроизводителя: каждый должен выполнять возложенную на него задачу, как если бы он был рабом или роботом, иначе красивые машины не вышли бы.
Допустимо также применять этатизм; то есть централизованное управление в армии. Каждый солдат, лейтенант или генерал должен выполнять запланированную роль, они не могут быть вольны делать все, что хотят. Централизация хорошо работает в этих областях. Но был какой-то идиот, который считал, что он очень гениален, постулируя возможность существования центра планирования, «чтобы идеально организовать общество».
Висенте
Действительно, так появились Сен-Симоны, Карл Маркс, Владимир Ильич Ленин и другие сумасшедшие или безумные люди. Они не могли понять, что каждый центр планирования, будь то вождь племени или политическое бюро, накладывает на граждан смирительную рубашку, давая им конкретные и обязательные задачи. Людям больше не нужно думать, а нужно только подчиняться. Тот, кто посмеет мыслить иначе, может вступить в противоречие с центральной властью и заработать место на знаменитой гильотине, либо быть отправленным в Сибирь по обвинению в том, что он опасный сумасшедший.
В любой централизованной системе планирования теряются талант, интеллект и творческие способности отдельных людей. Производство и распределение в конечном итоге переживают кризис, потому что ни у кого нет власти централизованно планировать все вкусы, потребности и прихоти общества. Считалось, что, подобрав суперкоманду, мудрых, добрых, честных и неподкупных людей, можно будет удовлетворить нужды каждого гражданина, но это оставалось лишь мечтами. Тогда современные коммунисты думали, что с помощью новых информационных технологий они уже смогут сделать реальностью хорошо организованное общество, то есть коммунистическое общество, но это тоже оказалось неудачей. Все эти попытки привели лишь к нехватке, расточительству, голоду и смертям. Это кризис этатизма.
Фернандо
Однако этих провалов этатизма недостаточно, чтобы изменить курс. Появляются новые социалисты, которые критикуют предыдущих и обещают, что они будут знать, как хорошо организовать общество, возвращая тем самым знамя этатизма, племенной дух. Но они терпят неудачу снова, снова и снова. Почему бы тебе не сменить песню? Потому что противоположная песня появилась совсем недавно. Мало кто знает мелодию, немногие знают теорию. Действительно, Адам Смит внес некоторые элементы, затем это были Карл Менгер, Бём фон Баверк, Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек, Милтон Фридман, Ганс Герман Хоппе; Хесус Уэрта де Сото, Мюррей Ротбард и другие представители так называемой Австрийской школы экономики.
Это недавние авторы, которые еще не поступили в традиционные экономические школы. Там, где были использованы их теории, уже видны плоды процветания. И по-другому и быть не может, потому что в отличие от племенной философии они выступают за освобождение разума и духа индивидуумов. Позвольте людям думать, говорить и писать без ограничений, экспериментировать, изобретать, вводить новшества, покупать, продавать, импортировать, экспортировать без того, чтобы правительство навязывало им требования или угрожало лишить их собственности или прибылей.
Висенте
Очень просто: духу племени, то есть этатизму, противопоставляется свобода. Не существует центральной власти, и каждый может принимать решения на свой страх и риск. Когда эта философия, либеральная, неолиберальная или либертарианская, приходит и принимается людьми, тогда старый этатизм вступает в кризис и заменяется средой, в которой преобладает уважение к жизни других, никто не ворует и никто не совершает мошенничества. . И если кто-то нарушает эти принципы, именно здесь вступает в силу правительство, имеющее ограниченные функции по обеспечению правосудия и безопасности для всех граждан. Это новая философия, которая должна проникнуть в школы и университеты, которые сегодня похищены этатизмом.
Как нам его впустить?
Сегодня мы задаемся вопросом, как получилось, что мы позволили этатизму проникнуть в наши общества. Те, кто пришел к власти, убедили нас, что школы и университеты необходимы и что они, государство или правительство позаботятся о решении этой проблемы, люди считали, что это очень хорошо, и мы им это позволяли. Тогда правительство взяло на себя право строить больницы, и мы это очень хорошо видели; Потом нас убедили, что дороги нужны, и мы позволили им это сделать; и у них уже были аргументы все больше и больше повышать наши налоги, и мы это хорошо видели. У нас не было элементов, которые могли бы увидеть, что они придают структуру этатизму. Они продолжали строить социализм, который является чистым этатизмом, не упоминая о нем.
Наконец, они убедили население в необходимости «социальных программ». Раздайте деньги из казны пожилым людям, матерям-одиночкам, студентам, инвалидам и т. д. И все с одобрения населения. Не довольствуясь этим, они вытесняют частную инициативу по строительству поездов, нефтеперерабатывающих заводов, аэропортов, мегааптек и т. д. Ничто из этого не увенчается успехом, потому что это чистый этатизм. Они вступят в кризис, и я только надеюсь, что найдется достаточно либералов, которые смогут дать лучшие ответы. Не нужно отчаиваться, задача состоит в том, чтобы основать новые либеральные школы и университеты или преобразовать образовательные учреждения, чтобы либертарианская культура проникла в население и они могли защитить его от этатизма.
Эта статья была первоначально опубликована в Институте Хуана де Марианы.
1Он является основателем Американского института Томаса Джефферсона. Он является автором шести книг по структурным реформам, образованию и экономике.
*Эта статья была опубликована на сайте panampost.com. 30 мая 2024 г.