Вопрос о том, кто написал Библию, важен, потому что четверть христианского населения мира верит, что Библия — это не просто человеческое произведение.
Осталось несколько копий древних версий Библии, таких как Кодекс Сассуна, самый старый на иврите (Изображение: Эд Джонс | AFP)
Филип Алмонд*, The Conversation Brasil
Библия рассказывает общую историю об истории мира: сотворение, падение, искупление и Страшный Божий суд над живыми и мертвыми.
Ветхий Завет (датируемый 300 г. до н.э.) начинается с сотворения мира, Адама и Евы, их непослушания Богу и изгнания из Эдемского сада.
Новый Завет рассказывает об искуплении человечества, совершенном через жизнь, смерть и воскресение Иисуса. Оно заканчивается в книге Откровения концом истории и Страшным Божьим судом.
В течение первых 400 лет христианства церковь не спешила принимать решение по Новому Завету. Наконец, в 367 году нашей эры власти подтвердили наличие 27 книг, составляющих его.
Но кто написал Библию?
Вообще говоря, существует четыре различные теории.
1. Бог написал Библию:
Все христиане согласны с тем, что Библия является авторитетной. Многие видят в этом божественное откровение Божьего слова. Но существуют существенные разногласия относительно того, что это означает.
В своей крайней форме это означает, что сами слова вдохновлены Богом – Бог продиктовал Библию ее авторам, которые были просто Божьими музыкантами, играющими божественную композицию.
Христианский философ Иустин Мученик еще во втором веке видел в этом необходимость лишь для того, чтобы святые люди подчинили свои очищенные лица водительству Святого Духа, чтобы этот божественный плектр с небес как бы использовал их как арфу. или лира, могли открыть нам божественные и небесные истины.
Другими словами, Бог продиктовал слова библейским секретарям, которые все точно записали.
Эта точка зрения продолжилась и в средневековой католической церкви. Католический богослов Фома Аквинский в XIII веке упростил вопрос: «автор Священного Писания – Бог». Он уточнил это, сказав, что каждое слово Священного Писания может иметь несколько значений – иными словами, его можно истолковывать по-разному.
Движение за религиозные реформы, известное как протестантизм, охватило Европу в 1500-х годах. Наряду с существующими католическими и восточно-православными традициями христианства сформировалась новая группа церквей.
Протестанты подчеркивали авторитет «только Священного Писания» («sola scriptura»), имея в виду, что текст Библии имеет высшую власть над церковью. Это сделало больший упор на Священные Писания, и идея «божественного диктата» получила большую поддержку.
Так, например, протестантский реформатор Жан Кальвин заявил:
[Nós] мы вполне убеждены, что пророки говорили не по собственному внушению, а что, будучи органами Святого Духа, они лишь изрекали то, что им было поручено провозгласить небом.
«Божественная диктовка» была связана с идеей, что Библия не содержит ошибок (безошибочных), поскольку слова были продиктованы Богом.
В целом, в течение первых 1700 лет христианской истории это предполагалось, если не защищалось. Однако начиная с XVIII века и история, и наука начали подвергать сомнению правдивость Библии. И то, что раньше считалось фактом, стало восприниматься как миф и легенда.
Невозможность какой-либо ошибки в Священных Писаниях стала доктриной, стоящей на переднем крае движения 20-го века, известного как фундаментализм. В Чикагской декларации о библейской безошибочности 1978 года записано:
Будучи целиком и устно данным Богом, Писание не содержит ошибок или изъянов во всех своих учениях, не в последнюю очередь в том, что оно утверждает о действиях Бога в творении, о событиях всемирной истории и о своем собственном литературном происхождении под Богом, чем в их свидетельство о спасительной благодати Божией в жизни отдельных людей.
2. Бог вдохновил писателей (консервативный взгляд):
Альтернативой теории божественного диктата является божественное вдохновение писателей. В данном случае и Бог, и люди сотрудничали в написании Библии. Поэтому не слова, а авторы были вдохновлены Богом.
Есть две версии этой теории, восходящие к Реформации. Консервативная версия, предпочитаемая протестантизмом, заключалась в следующем: хотя Библия была написана людьми, доминирующей силой в этом партнерстве был Бог.
Протестанты верили, что верховная власть Бога сводит на нет свободу человека. Но даже реформаторы, Мартин Лютер и Жан Кальвин, признавали, что разнообразие библейских историй можно объяснить деятельностью человека.
➥ Новости Pragmatismo впервые публикуются в WhatsApp. Нажмите здесь, чтобы присоединиться к нашей группе!
Католики были более склонны признавать свободу человека выше божественного суверенитета. Некоторые заигрывали с идеей, что на карту поставлено человеческое авторство, а Бог вмешивается только для того, чтобы предотвратить ошибки.
Например, в 1625 году Жак Бонфрер сказал, что Святой Дух действует: «не диктуя и не вдохновляя, но как тот, кто следит за другим, пока он пишет, чтобы не дать ему сделать ошибок».
В начале 1620-х годов архиепископ Сплита Маркантонио де Доминис пошел немного дальше. Он различал те части Библии, которые были открыты Богом авторам, и те, которые не были открыты. Он считал, что в последнем могут возникнуть ошибки.
Его точку зрения поддержал примерно 200 лет спустя Джон Генри Ньюман, который возглавил Оксфордское движение в англиканской церкви, а позже стал кардиналом (а позже и святым) в Римско-католической церкви.
Ньюман утверждал, что богодухновенные книги Библии перемежались человеческими дополнениями. Другими словами, Библия была вдохновлена вопросами веры и морали, а не, скажем, вопросами науки и истории. Иногда было трудно отличить эту консервативную точку зрения от «божественного диктата».
3. Бог вдохновил писателей (либеральный взгляд):
В XIX веке как в протестантских, так и в католических кругах консервативная теория была вытеснена более либеральным взглядом. Авторы Библии были вдохновлены Богом, но они были «детьми своего времени», и их произведения определялись культурным контекстом, в котором они были написаны.
Эта точка зрения, хотя и признавала особый статус Библии для христиан, допускала ошибки. Например, в 1860 году англиканский богослов Бенджамин Джоуэтт заявил: «Любая истинная доктрина вдохновения должна соответствовать всем общепризнанным фактам истории и науки».
По мнению Джоуэтта, защита библейской истины от открытий науки и истории оказывала религии медвежью услугу. Однако иногда трудно отличить либеральный взгляд на вдохновение от того факта, что слово «вдохновение» вообще не имеет смысла.
В 1868 году консервативная католическая церковь выступила против более либеральной точки зрения, заявив, что Библия является прямым авторством Бога. Церковный совет, известный как Первый Ватиканский собор, заявил, что и Ветхий, и Новый Заветы «написаны под вдохновением Святого Духа, их автором является Бог».
4. Люди писали Библию без божественной помощи:
В более либеральных христианских кругах к концу XIX века представление о Библии как о «богодухновенной» утратило всякий смысл.
Либеральные христиане могли бы присоединиться к своим светским коллегам в игнорировании вопросов исторической или научной точности или непогрешимости Библии. Идея Библии как творения человека теперь была принята. И вопрос о том, кто его написал, теперь был сравним с вопросом об авторстве любого другого древнего текста.
Простой ответ на вопрос «кто написал Библию?» стали: авторы, названные в Библии (например, Матфей, Марк, Лука и Иоанн – авторы четырех Евангелий). Но идея авторства Библии сложна и проблематична. (А также исторические исследования древних текстов в целом).
Отчасти это связано с тем, что сложно определить конкретных авторов.
Содержание 39 книг Ветхого Завета такое же, как и 24 книги еврейской Библии. В современных исследованиях Ветхого Завета теперь общепринято, что книги не были созданы одним автором, а были результатом долгой и меняющейся истории передачи историй.
Таким образом, вопрос авторства касается не одного отдельного писателя, а нескольких авторов, редакторов, переписчиков и редакторов, а также нескольких различных версий Библии.
Таким образом, вопрос об авторстве касается не отдельного автора, а нескольких авторов, редакторов, переписчиков и редакторов – вместе с несколькими различными версиями текстов.
То же самое происходит и с Новым Заветом. Хотя святому Павлу приписывают 13 посланий, существуют сомнения в авторстве семи из них (Ефесянам, Колоссянам, 2 Фессалоникийцам, 1 Тимофею, 2 Тимофею, Титу и Евреям). Также существуют разногласия по поводу традиционного авторства нескольких оставшихся писем. Книгу Откровения традиционно приписывали ученику Иисуса Иоанну. Однако сейчас общепринято, что он не был ее автором.
Традиционно авторами четырех Евангелий считались апостолы Матфей и Иоанн, Марк (спутник ученика Иисуса Петра) и Лука (спутник Павла, распространивший христианство в греко-римском мире в первом веке). ). Но анонимно написанные Евангелия не приписывались этим деятелям вплоть до II и III веков.
Даты создания Евангелий также позволяют предположить, что они не были написаны очевидцами жизни Иисуса. Первое Евангелие от Марка (65–70 гг. н. э.) было написано примерно через 30 лет после смерти Иисуса (29–34 гг. н. э.). Последнее Евангелие от Иоанна (90–100 гг. н. э.) было написано примерно через 60–90 лет после смерти Иисуса.
Понятно, что автор Евангелия от Марка опирался на бытовавшие в ранней церкви традиции о жизни и учении Иисуса и объединил их в форме древней биографии.
В свою очередь, Евангелие от Марка послужило основным источником для авторов Матфея и Луки. Каждый из этих авторов имел доступ к общему источнику (известному как «Q») высказываний Иисуса, а также к материалам, уникальным для каждого из них.
Короче говоря, было много (неизвестных) авторов Евангелий.
Интересно отметить, что другая группа текстов, известная как апокрифы, была написана в период между Ветхим и Новым Заветами (400 г. до н. э. — I век н. э.). Католическая церковь и восточно-православные христианские традиции считают их частью Библии, но протестантские церкви не считают их авторитетными.
Божественное или человеческое: почему это имеет значение?
Вопрос о том, кто написал Библию, важен, потому что четверть христианского населения мира верит, что Библия — это не просто человеческое произведение.
Вдохновленное Богом, оно имеет трансцендентное значение. По существу, оно дает христианам окончательное понимание того, на что похож мир, что означает история и как следует прожить человеческую жизнь.
Это важно, потому что библейское мировоззрение является скрытой (а часто и не такой уж и скрытой) причиной экономических, социальных и личных практик. Он остается, как и всегда, одним из главных источников мира и конфликтов.
Это важно еще и потому, что Библия остается самым важным собранием книг западной цивилизации. Независимо от наших религиозных убеждений, оно формировало, информировало и формировало нас всех – сознательно или бессознательно, к лучшему или к худшему.
*Филип К. Алмонд — почетный профессор истории религиозной мысли в Университете Квинсленда.
→ ЕСЛИ ТЫ ЗАБЫЛ ТАК ДАЛЕКО… Знайте, что у Pragmatismo нет инвесторов и он не входит в число компаний, получающих государственную рекламу от правительства. Журналистика стоит дорого. Всего за 1 РЕАЛЬНЫЙ реал вы поможете нам платить нашим специалистам и структуре. Ваша поддержка очень важна и укрепляет независимые СМИ. Пожертвовать через пиксель-ключ: [email protected]