⠀
Здравствуйте, друзья!
Сегодня я расскажу о древнем празднике Купала (или Купало), праздновали его наши предки в первый месяц лета, в день летнего солнцестояния (20 или 21 июня), в тот самый день, когда солнце дольше всего стоит на небосводе, а ночь – самая короткая в году.
Но с приходом на Русь христианства праздник приурочили к Рождеству святого Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю /7 июля по новому).
⠀
В народном сознании два праздника – языческий и церковный слились в один, получив название Ивана Купалы.
⠀
В своё время великий М. Ломоносов писал: «Купалу праздновали перед началом сенокоса и жатвы. Остатки его идолопоклонства столь твёрдо вскоренились, что и поныне во всей России ночные игры, особливо скакание около огня, в великому употреблении».
⠀
В этот день почитали и прославляли природу, которая достигла высшей точки своего расцвета. После Иванова дня её буйство постепенно утихает.
⠀
На мифологическом уровне купальский праздник связан с природными стихиями – с огнём и водой. Существовала одна славянская легенда, в которой огонь и вода названы братом и сестрой, Иваном и Марьей. Они вступили между собой в любовные отношения, совершив тем самым большой грех. Нарушившие запрет на брак брат и сестра воплотились в двухцветном растении, лепестки которого окрашены в жёлтый и синий цвета. Этот цветок стал символом праздника, известен он под названиями: «Иван-да-Марья», «Иваньковский цвет» или «Цветок Купалы».
⠀
В купальской традиции ярко выражены тема огня и тема воды. Традиционно разжигали большие костры, возле которых разворачивались шумные гуляния, устраивали общую трапезу и водили хороводы.
Перепрыгивание через костер являлось одним из важнейших обрядов на этот праздник. Считалось, что так можно приманить удачу, успех и здоровье.
Влюбленные, перепрыгивая через купальский костер, узнавали будущее своих отношений – если они не отпустят рук, то проживут вместе до конца жизни, если разомкнут ладони – будут ссоры.
⠀
Наши предки верили, что купальский огонь уничтожает всё зло — болезни, несчастья, нищету. Именно поэтому на нём сжигали старую одежду.
Существовал обычай бросать в костер рубашку больного ребёнка – чтобы вместе с ней сгорела и его болезнь.
⠀
Празднование Ивана Купалы непременно сопровождалось омовением: крестьяне купались в водоёмах, умывались водой или росой, мылись в банях, обливались водой.
⠀
На Ивана Купала молодые девицы плели купальские венки, в которые вплетали разные травы, в том числе и Иван-да-Марью. После праздника такой венок служит оберегом – его вешали над дверью жилища, чтобы ни один недобрый взгляд не проник внутрь.
⠀
Ещё девушки бросали венки в воду: если утонул – замуж в ближайший год не позовут, если даже от берега не отплыл – суженый где-то близко, а если уплыл далеко – то и жених приедет издалека.
⠀
Согласно древним поверьям в этот день «всё старое уходит, новое же ещё не наступило». Граница между нашим миром и потусторонним размывается и на земле и небе происходят чудеса…
Просыпается разная нечисть — ведьмы, водяные, русалки и оборотни.
⠀
Ещё верили, что в ночь на Ивана-Купало расцветает папоротник, волшебная разрыв-трава. Цветок папоротника сияет во тьме огненным пламенем и освещает лес вокруг. Если цветок сорвать и бежать с ним домой, не оглядываясь, то его обладатель сможет открывать любые замки и запоры, отыскивать клады.
Трудно сказать, откуда родилось это поверье, ведь у папоротника не бывает цветов. Однако придание было распространено достаточно широко…
Павлов Яков Михайлович. Ночь под Ивана Купала. 1911 год.