2 ноября 2022 года ознаменовало окончание смертоносного двухлетнего конфликта в пострадавшем регионе Тыграй на севере Эфиопии. Два года безудержной этнической и культурной чистки, унесшей более полумиллиона жизней и оставившей в руинах десятки объектов культурного наследия. Несмотря на хрупкое перемирие, бесчисленные награбленные артефакты Православной церкви все еще пропали без вести. Сообщается, что в начале 2022 года некоторые из них появились на eBay всего за несколько сотен долларов США, а затем были удалены с сайта электронной торговли. Между тем, судьбы бесчисленных священных жизней, зданий и артефактов, уничтоженных в основном эфиопскими и вторгшимися в Эритрею войсками, по-прежнему намеренно игнорируются западными правительствами и международными организациями.
Частично это связано с тем, что это хрупкое мирное соглашение между Народно-освободительным фронтом Тыграя и правительством Эфиопии не прилагает особых усилий для защиты объектов наследия (и их жителей), восстановления того, что было повреждено, и возвращения того, что было украдено из Тыграя. Еще в январе 2021 года премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али согласился восстановить разбомбленную мечеть Аль-Неджаши вместе с поврежденной церковью неподалеку. Но в начале 2022 года филолог-тигр Гаага Абра Абай подтвердил, что ни правительство, ни международное сообщество не выразили реальной политической воли защитить богатое культурное наследие региона, даже после того, как он умолял их сделать это. Если верить этому хрупкому мирному соглашению, то, похоже, с тех пор мало что изменилось, что я также подтвердил в чате в Facebook с изгнанным журналистом, пожелавшим остаться анонимным.
А как насчет всех награбленных вещей на eBay или где-нибудь еще в Эфиопии? Где они сейчас разбросаны? Как Тигры могли их выследить? Даже если они получат в свои руки некоторые из этих предметов, действительно ли глобальные законы о реституции защитят наследие Тыграя? Абра Абай также осудил потерю десятков древних рукописей, библий, монет и других реликвий. Однако он по-прежнему убежден, что при наличии сильной политической воли со стороны таких агентств, как Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Тыграй мог бы рассчитывать на то, что вновь откроет эти жемчужины. Но, как объяснил нигерийский писатель Айодеджи Ротинва в статье 2020 года, международные договоры о разграблении культурных объектов полны лазеек, которые потенциально позволяют торговле наследием Тыграя оставаться безнаказанной.
Это происходит в то время, когда медленная реституция африканского наследия, давным-давно украденного более крупными колониальными державами, наконец, раскрывается в средствах массовой информации. Но реституция сама по себе не решает проблему. Всемирно известный обелиск Аксума был возвращен в Тыграй, разделенный на три части, только через 68 лет после того, как Муссолини украл его после непродолжительного вторжения в Эфиопию в 1930-х годах. В недавнем документальном фильме Тыграй на войне, культурное наследие в осадеИсторик Майкл Герверс говорит: «Эфиопия разрушает свою собственную культуру, уничтожая тиграйское наследие». Гаага также напоминает нам, что не всегда легко отличить то, что было разграблено недавно, в основном эфиопскими и эритрейскими войсками, от того, что было разграблено западными войсками давным-давно, например, Аксумский обелиск, королевская погребальная статуя, которая была демонтирована при фашистских режимах. Италия. .
Поэтому неудивительно, что власти Эфиопии и Европы избегали требования вернуть награбленное имущество обратно в Тыграй. Те страны все еще отрицая все это продолжающееся культурное разрушение. Также растет ощущение, что глобальные союзники просто не хотят присоединяться к Тыграю и отталкивать страну, которую любит Запад с тех пор, как император Хайле Селассие вывел Эфиопию на мировую арену. По-видимому, не имея другого выхода, группа под названием «Друзья Тыграя» в начале мая запустила петицию на сайте Change.org, осуждая все эти бессмысленные разрушения. Они призвали ЮНЕСКО и другие организации сделать больше для защиты разрушающегося наследия этого региона, включая возвращение разграбленных артефактов. Это просто показывает, насколько кощунственными поступают правительства и международные организации, когда дело доходит до защиты остатков нашего общего наследия.
Что остается ясным, так это то, что культурное наследие Тыграя все еще находится под угрозой, но остается неотъемлемой частью истории и самобытности его народа. Вместо того, чтобы увлекаться высокими законами, аббревиатурами и пустыми протоколами, давайте взывать к украденному и требовать его возврата. Это придало бы смысл и преемственность всем потерянным жизням и цивилизации, которая активно стирается, даже если темные мотивы правительств и нелегальных арт-дилеров замедляют этот процесс. Этот геноцид, возможно, был направлен на то, чтобы стереть любые следы Тыграя как колыбели одного из древних мировых наследий. Но одна только дружба не может стереть воспоминания и истории их существования в воздухе.