Либеральное возрождение и уроки Хайека

послушай новости

В Латинской Америке наступает либеральная волна. Это подтверждено в Аргентине, но явление носит региональный характер. Помимо этой страны, идеи свободы прочно укоренились в Уругвае, Парагвае и Перу, не отказываются от борьбы в Бразилии, Чили и Эквадоре. На данный момент они еще больше отстают в Колумбии и, разумеется, в Боливии и Венесуэле, но даже в этих странах существует множество академических, интеллектуальных и политических инициатив, которые вселяют надежду.

В нашей стране возникла Либеральная партия, и ее деятельность сумела эффективно сдвинуть с мертвой точки интеллектуальное общественное мнение. Сейчас в оппозиции нет ни одной политической группы, которая бы не говорила о либерализме или предлагала сохранить нынешний уровень этатизма. Предстоит еще многое сделать, но ясно, что отныне никто не будет воспринимать всерьез оппозиционный проект, предлагающий больше государства.

75 лет назад Фридрих Хайек опубликовал знаменитое эссе «Интеллектуалы и социализм», в котором проанализировал роль интеллектуалов в мощном продвижении социалистических идей в те годы. Социалистические идеи, сказал Хайек, никогда не развивались в первую очередь рабочими классами, потому что они не являются очевидным лекарством от того, чего они требуют. На самом деле эти идеи представляют собой теоретическую конструкцию, разработанную интеллектуалами и затем использованную для того, чтобы убедить рабочий класс принять их в качестве своей программы. Таким образом, влияние интеллектуалов на политический процесс бесконечно важнее, чем можно предположить. Таким образом, то, что казалось политическими битвами интересов между различными группами общества (пролетарии против буржуазии, крестьяне против землевладельцев, бедные против богатых и т. д.), в большинстве случаев уже решено заранее в узких кругах. интеллектуалов.

В своей статье Хайек утверждает, что влияние левых интеллектуалов, особенно среди самых молодых, основано на их дальновидном характере. Левые интеллектуалы имеют смелость предлагать утопии (коммунизм, «новый человек», «от каждого по способностям и каждому по потребностям» и т. д.), которые, хотя и не выдерживают минимальной проверки. Логически они насаждают воображение людей — идеал, к которому они могут приблизиться. К сожалению, либеральная традиция не сумела позиционировать альтернативные утопии, и именно поэтому, по мнению Хайека, либеральная традиция находится в сильном невыгодном положении по сравнению с левой.

Если мы хотим, чтобы либеральная волна продолжала наступать в регионе и чтобы идеи свободы продолжали распространяться, нам придется серьезно отнестись к рекомендациям Хайека. Либеральная программа должна апеллировать к воображению. Построение свободного общества, сказал Хайек, должно снова стать смелым интеллектуальным приключением. Нам нужна утопия, не полумеры или разбавленный социализм (то, что предлагает традиционная оппозиция в Боливии), а хорошо продуманный радикализм, который обеспечивает север и который влюблен в национальный проект.

Худшая ошибка либеральной программы – думать, что наши усилия по изменению страны или мира должны ограничиваться тем, что «возможно» или «практично» сегодня. Если мы оставим мир абстрактных идеалов в руках левых, то, что возможно и практично, будет все больше ограничивать наши реформы. Давайте никогда не забывать, что то, что возможно и практично сегодня, движется в соответствии с иглой общественного мнения. Но в конечном итоге этим движут интеллектуалы.

*Мнение, выраженное в этой статье, является исключительной ответственностью автора и не обязательно отражает официальную позицию Publico.bo.


Расскажите, понравилась ли вам заметка

Перейти к эмитенту новости