Будучи студентом в Соединенных Штатах, у меня было что-то вроде кризиса идентичности. Когда меня спросили, из какой я страны, я смог выпалить только «Гонконг». В целом, американцы плохо знали географию, и большинство друзей не имели ни малейшего представления о Гонконге; один даже спросил, является ли он столицей Японии.
Я отчетливо помню момент, когда в ночь на 30 июня 1997 года были спущены флаги Великобритании и колонии, перед тем как были подняты китайский и новый флаги Гонконга. Я был в караоке-зале с друзьями, наше пение вне поля было прервано транслируемой по телевидению церемонией передачи.
Мировоззрение меняется с опытом, и момент озарения наступил после того, как я уехал из США, чтобы увидеть мир. Перед возвращением в Гонконг я три месяца путешествовал с рюкзаком по Европе и два месяца был волонтером в Африке. Я также отправился с рюкзаком в Южную Африку, во время перерыва в карьере, несколько лет спустя.
Путешествия с ограниченным бюджетом и проживание в хостелах позволили мне познакомиться с людьми со всех уголков мира. Мне нравилось узнавать о других культурах, пробовать разные кухни и преодолевать языковые барьеры. Как человек, который чувствовал себя без гражданства, я находил отклик в том, что Ювал Ной Харари написал в Сапиенс: Краткая история человечества: «Государства коренятся в общих национальных мифах».
По словам Харари, это дело случая, что мы родились в воображаемых сообществах, которые диктуют, что нам есть, говорить и во что верить. Таким образом, хотя место моего происхождения может быть произвольным, я думал, что стану гражданином мира, который ценит и уважает всех людей, места и обычаи.
В перерыве между двумя моими походами с рюкзаком за спиной мой работодатель предоставил мне прекрасную возможность узнать Китай. Я был командирован в Пекин на два года, и лучшее в жизни в исторической столице, помимо компенсации за все, было то, что я мог посещать достопримечательности каждые выходные в своем собственном темпе и никогда не торопился, как турист.
Когда приезжали друзья и родственники, я сопровождал их к тем же достопримечательностям – Запретный город, Храм Неба, Великая стена – каждый раз все глубже погружаясь в исторические истории и детали. Моя оценка богатого наследия Китая росла, хотя я знал, что едва ли коснулся поверхности.
Возможно, я мог бы сейчас придумать свое собственное определение. Когда люди говорят о Китае как о Востоке, они могут не знать, что Чжунхуа, как также называют страну на китайском языке, буквально означает красоту или цветок в середине.
Я лично не считаю, что это высокомерная ссылка на место Китая в центре мира. Вместо этого, скорее романтично, я понимаю это как состояние равновесия и совершенной гармонии, к которому нужно стремиться. Желание равновесия обычно отражается в повседневной жизни китайцев, поскольку подчеркиваются отношения, достигаются компромиссы и заключаются сделки.
В таком свете китайская идентичность — это целостная, гуманистическая идея. Хотя я когда-то скептически относился к нациям, для меня больше не имеет значения, был ли Китай собранием враждующих государств, серией династий или просто современной нацией, основанной 75 лет назад. Самое важное — это идея, даже если она воображаемая, что китайский народ всегда развивался и будет делать добро человечеству, сохраняя при этом гармоничные отношения.
Кризис идентичности становится бессмысленным, поскольку больше не имеет значения, как меня воспринимают другие. По моему мнению, мы, современные китайцы, здесь для того, чтобы добиваться прогресса, использовать ресурсы и технологии, чтобы помогать другим, приносить решения вместо проблем и стремиться к сбалансированному миру с состраданием, эмпатией, любовью и пониманием.
Деннис Ли — архитектор, родившийся в Гонконге и имеющий лицензию в Америке, с многолетним опытом проектирования в США и Китае.