И это неслучайно: выросшего в глуши уральских лесов художника всю жизнь вдохновлял фольклор родной страны.
Необыкновенно красивый и уютный дом художника расположен в самом центре Москвы. Сейчас здесь плотная застройка, а раньше это было тихое и спокойное место.
Небольшой дом выполнен в неорусском стиле и заставляет гостей приобщиться к волшебному миру старинных преданий.
Жители столицы ласково именуют дом-музей художника Васнецова «Теремок» за внешний декор в неорусском стиле — сочетание модерна и древнерусского традиционного стиля с деталями из северного зодчества.
Васнецов приобрёл землю в Троицкой Слободе у крестьянской семьи Филипповых (в Троицкой церкви и сейчас идут службы) . Художник сразу же приступил к эскизам своего будущего дома. Он продумал все: от общего архитектурного решения до декора фасадов и убранства комнат.
Строительными работами руководил Михаил Густяков, а строительство осуществлялось крестьянами Владимирской губернии. В технических вопросах помогал молодой архитектор Михаил Приёмышев, который являлся учеником Федора Шехтеля. Все материалы кроме дерева закупались в Москве, а вот сосну везли прямиком из Владимирской губернии.
Дом Виктора Васнецова строили в 1893–1894 годах крестьяне Владимирской губернии. Проект разрабатывал сам художник вплоть до мелочей: декора, наличников и даже мебели. Более 30 лет в доме жила семья живописца, а сам он писал здесь свои лучшие работы, проводил музыкальные и литературные вечера — «васнецовские среды». Частыми гостями в доме Васнецовых были Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Суриков и другие представители творческой интеллигенции XIX–XX веков.
Шаляпин, не раз бывавший в гостях у Васнецова, вспоминал:
«Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом. Не из камней сложен — дом был срублен из дерева. Внутри не было ни мягких кресел, ни кушеток, ни бержеров. Вдоль стен сурово стояли дубовые, простые скамьи, в середине стоял дубовый, крепко слаженный простой стол без скатерти, а кое-где расставлены были коренастые табуреты. Освещалась квартира скудно, так как окна были небольшие, но зато наверху, в мастерской, к которой вела узенькая деревянная лестница, было много солнца и света…»
В музей дом художника превратился после его смерти: члены его семьи обратились в правление Третьяковской галереи с заявлением об обустройстве в доме постоянной выставки. Она открылась в 1927 году и состояла из 212 экспонатов: живописи, предметов быта и графики художника.
По мнению филолога Константина Богданова, открытие дома-музея стало возможным в связи с одобрением советской властью художественного стиля Васнецова.
Внутри помещение также стилизовано под старинное русское жилище. Стены некоторых комнат отделаны деревом, в них располагается резная мебель, узорчатые украшения, посуда и раритетные светильники. Часть артефактов создал сам Васнецов, часть была куплена в антикварных лавках. Завершает уютный ансамбль изразцовая русская печь, также созданная по чертежам художника.
На втором этаже находится мастерская Васнецова, при оформлении которой воссоздали типичную рабочую обстановку живописца. Над входом хозяин мастерской изобразил «Ангела молчания», чтобы подчеркнуть важность тишины в периоды творчества.