Аргентинские кинематографисты, выступавшие на Каннском кинофестивале, раскритиковали сокращение расходов на культурную индустрию президентом Хавьером Милеем, раскритиковав «крестовый поход» либертарианского лидера и предупредив о его влиянии на национальное кино.
Подчеркивая успех национальных постановок, Саймон с горы («Симон с горы»), дебютный полнометражный фильм режиссера Федерико Луиса, в среду получил Гран-при на Неделе критиков, параллельной секции, посвященной новым талантам.
Дебютный полнометражный фильм Луиса о дружбе между мальчиком и группой умственно отсталых людей является одним из семи аргентинских фильмов, показанных в Каннах на этой неделе, что делает его самым важным латиноамериканским контингентом в этом году.
Однако успех пришел в трудный момент для Аргентины, которая погрузилась в серьезный экономический кризис, который правительство Милеи хочет преодолеть путем сокращения государственных расходов.
Что касается кино, то были проведены значительные сокращения в учреждении, которое его поддерживает, — в Национальном институте кинематографии INCAA. Помощь и государственное финансирование были сокращены, более четверти сотрудников организации были уволены, а проекты приостановлены на 90 дней.
«Правительство начало крестовый поход против культуры, науки и образования», — заявили аргентинские кинопрофессионалы, присутствовавшие в Каннах в прошлое воскресенье на мероприятии, во время которого они развернули гигантский флаг с лозунгом: «Объединенное аргентинское кино(«Объединенное аргентинское кино»).
«При том понимании, что это не просто экономический вопрос – учитывая минимальную значимость показателей государственных финансов из-за предлагаемых сокращений – единственное, что остается думать, это то, что эти действия являются идеологической атакой», – заявили демонстранты.
Даже организаторы престижного французского фестиваля раскритиковали сокращения и поддержали критику со стороны ветеранов аргентинской киноиндустрии.
Директор фестиваля Тьерри Фремо выступил в защиту кино как «патриотического оружия», которое может принести пользу культуре страны, и сравнил «сложную ситуацию», в которой оказалась киноиндустрия Аргентины, с восходящей тенденцией в Бразилии.
Один поток Каннских программ, «две недели режиссера» – параллельный раздел, посвященный новым талантам – также освещает аргентинское кинопроизводство, которое «сегодня находится в опасности, хотя и переполнено уникальными и интересными режиссерами».
Среди включенных фильмов был Что-то старое, что-то новое, что-то позаимствованное («Что-то старое, что-то новое, что-то позаимствованное»), фильм Эрнана Росселли, получивший признание критиков.
«Мы гордимся тем, как работает Закон о кино и как он соблюдается в Аргентине, которая поистине уникальна для Латинской Америки», – сказал режиссер.
«И государственное образование, и функционирование Закона о кино позволяют иметь в Аргентине очень разнообразное кино – кино для среднего класса и для рабочего класса», – сказал Росселли.
Он утверждал, что в Чили, Бразилии и Мексике, как правило, «доступ к кино более элитарный».
Профессионалы отрасли утверждают, что киноиндустрия является источником трудоустройства для многих людей. Они одинаково критически относятся к заявлениям правительства, которое, по их мнению, называет художников «паразитами государства», как недавно обвинила известная актриса Сесилия Рот.
«Первое, что они решают сократить, связано с культурой, а культура представляет страну, культура — это тоже индустрия, и существует культурная индустрия, которая дает работу и обеспечивает целые семьи», — сказал Иаир Саид, чей фильм Больше людей умирает по воскресеньям («По воскресеньям умирают больше людей») был показан в секции независимого кино ACID в Каннах.
Меры Милея окажут большое влияние на будущее кинопроизводство страны, предупреждают артисты.
Оставшаяся часть 2024 года «является потерянным годом для аргентинского кино, потому что всю первую половину года INCAA была полностью парализована», объяснил Росселли.
«Фильмы по-прежнему будут сниматься с большими усилиями, потому что кинематографисты не перестанут снимать, но киноиндустрия и киноиндустрия ощутят на себе последствия», — повторил он.
«Весьма вероятно, что в ближайшие несколько лет на кинофестивалях Аргентина будет практически не представлена», — заявили в своем заявлении профессионалы, принимавшие участие в демонстрациях в Каннах.
«Это решающий момент, когда мы должны высоко поднять головы и сражаться с вдвое большей надеждой, потому что, когда впереди большой враг, воля к борьбе становится сильнее», — сказал актер Лоренцо Ферро, звезда Саймон с горы.
Эстер Санчес, AFP