Поделиться Твит Поделиться Поделиться Электронная почта Доктор Ашад Сентонго умер в возрасте 60 лет: молодой человек по духу и наследию В 60 лет доктор Ашад Сентонго умер молодым человеком по духу. В последний раз я встречался с Ашадом 27 июня, когда он пришел ко мне в офис. Он был в добром здравии и расположении духа. Мы договорились снова поговорить 1 июля 2024 года. Я и не подозревал, что буду хоронить его в тот же день. Он умер 30 июня 2024 года. Натан Мвесигье Бьямукама Шекспир однажды утешил нас, представив жизнь как пьесу, а смерть как финальный акт, завершающийся «простым забвением». Сам Шекспир умер в возрасте 52 лет, совершив за короткое время много дел, которые мы все еще помним и любим с 1616 года. Так следует ли нам сказать, что это был последний этап Ашада на пути к забвению? Представьте себе, если бы Шекспир дожил до 100 лет, как Генри Киссинджер, который до последних дней своей жизни поддерживал американо-китайские отношения. Этот мир был бы более понятен и в нем было бы прекрасно жить. Как бы я хотел, чтобы Ашад прожил еще хотя бы 40 лет. Мы с Ашадом иронично обсуждали возраст Киссинджера и его ценность для мира в возрасте 100 лет, и мы согласились, что 100 лет должны быть целью, а остальное, между ними, мы оставим Богу/Аллаху. Ашад действовал моложе своего возраста; очень энергичный, ловкий и быстрый во всем, за что бы он ни брался. Он рассказал мне о своей замечательной работе с покойным генералом Арондой (RIP) над законопроектом об НПО, а затем с покойным генералом Пекосом Кутесой (RIP) над доктриной UPDF. Теперь он работал с полицией над их доктриной, а также помогал NRM над их структурами. Он обладал способностью выполнять несколько задач одновременно и работать над многими различными заданиями почти одновременно и успешно их выполнять. В вопросах мира Ашад обладал чувствительностью, знаниями и страстью, чтобы его сохранить. Это сочетание дает и удовлетворение, и успех в том, что мы делаем. Мы всегда вместе вспоминали скромность покойного генерала Аронды, когда мы пригласили его в срочном порядке примерно в 2010 году, чтобы закрыть наше региональное заседание комитета, которое Ашад и я организовали в Энтеббе (при поддержке Управления специального советника ООН по предупреждению геноцида). Генерал Аронда приехал из Кампалы в Энтеббе, чтобы встретиться и выступить перед участниками из региона Великих озер. Вот как некоторые из наших генералов были преданы службе, но именно так они и ушли, как и Ашад. Внезапно. Многие участники до сих пор помнят импровизированную речь генерала Аронды в тот вечер и свободное общение после этого. Просить Бога сохранить их для нас никогда не было бы слишком большой просьбой. Ашад и я буквально горевали, когда они ушли. Это не должно было стать этапом для окончательного ухода Ашада. Это было просто слишком рано и слишком быстро, чтобы некоторые из нас могли это понять. Аль-Хаджи Мозес Кигонго сказал скорбящим всегда проверять состояние своего здоровья, даже когда они чувствуют себя хорошо, но врач Ашада позже сказал скорбящим, что кровяное давление Ашада было повышено неделю назад, но сдерживалось, и они даже говорили 27-го числа, и Ашад заверил его, что теперь он «кабирити», что означает очень хорошо. Так как же Ашад мог сделать это лучше? Смерть — страшный вор. Я впервые встретил доктора Ашада Сентонго в Бужумбуре, Бурунди, в июне 2010 года, а в последний раз мы встречались 27 июня 2024 года в Кампале. Через два дня его не стало. Он просто упал и умер у себя дома. Это были полные 14 лет постоянной дружбы, глубокого интеллектуального обмена и практического участия в служении людям. Ашад был миролюбивым человеком; то, как он говорил и ходил, — он любил мир и работал ради мира. Он исследовал, изучал, распространял и применял мир. Он был очень щедрым в своих знаниях и любил делиться ими как можно шире. Он изучал анализ и разрешение конфликтов и всегда настаивал на раннем предупреждении и раннем действии в конфликтных ситуациях. Он работал над предотвращением геноцида и массовых зверств в Африке. Он любил свою страну так же, как свое королевство и культуру. Он любил Африку. Он верил, как и я, что мы достаточно теоретизировали и теперь нужно действовать. Он был учителем и объяснял мир мирно — так, как он умер — мирно, без известной боли. Он нашел меня в Бурунди, и мы быстро нашли общий язык. Ему не пришлось снимать новый дом; мы жили вместе в моем доме в течение года. Мы говорили всю ночь, и он написал свою докторскую диссертацию в моем доме. Я работал на Международной конференции по региону Великих озер (ICGLR), и в мои обязанности входило создание Регионального комитета по предупреждению геноцида, как того требует Протокол ICGLR о предупреждении и наказании за геноцид, военные преступления и преступления против человечности и все формы дискриминации (состоящий из 11 государств-членов, которых позже стало 12 с принятием Южного Судана). В Бурунди Ашад приехал в качестве прикомандированного из Университета Джорджа Мейсона, чтобы поддержать нас в реализации нашего проекта по предупреждению геноцида, по просьбе нашего тогдашнего исполнительного секретаря ICGLR, посла Либераты Муламулы, к профессору Андреа Бартоли из GMU. Встретившись с профессором Бартоли в Кампале в начале 2010 года, Андреа рассказал нам об угандийском докторанте, который интересовался вопросом предупреждения геноцида. Мы быстро попросили его прислать его к нам. Он так и сделал. Для практических целей нам нужно было создать национальные комитеты, и мы проводили бессонные ночи, разрабатывая стратегию, как это сделать, пока мы не добились, чтобы министры разрешили создать эти комитеты на национальном уровне. Такой комитет есть в Уганде, как и в Бурунди, Руанде, Кении, Танзании, Южном Судане, Судане, ДРК, Конго Браззавиль, Анголе, Замбии и ЦАР. Неважно, насколько эффективны эти комитеты на местах, но мы выполнили свою работу. При поддержке Ашада во всех этих странах есть национальные комитеты по предотвращению геноцида. Роль этих комитетов заключалась в том, чтобы оповещать структуры ICGLR о необходимости принятия мер в случае обнаружения ими признаков возможного насилия, которое может привести к массовому насилию и зверским преступлениям, чтобы их информация могла инициировать действия как на национальном, так и на региональном уровнях для предотвращения и принятия мер. Он сохранил эти комитеты в своей новой роли директора африканских программ в Институте мира и примирения Освенцима (AIPR), который изменил название на Предотвращение геноцида и массовых зверств (AIPG). В апреле 2023 года он столкнулся лицом к лицу со смертью, от которой ему удалось спастись по милости Божьей. Он обучал членов комитета по предотвращению геноцида в Судане, Хартуме, когда началась новая война. Он был в аэропорту, когда бомбили самолеты. Он и его коллега по работе и кузен г-н Аббас Мулуубья оказались в ловушке в квартире, где было очень мало еды и питья. В какой-то момент он написал мне: «Брат мой, прекращение огня не соблюдается. Мы голодаем, воюем по всему миру, все отключено, воды мало, просто заперлись в квартире. Сегодня в квартире была еда, но мы не знаем, что будет завтра». Я пытался связаться со всеми, кого мы знали в Судане, но немедленной помощи не было. Одна моя знакомая женщина вовремя обнаружила сигналы возможного насилия и покинула страну двумя днями ранее. Ашад не очень хорошо провел анализ конфликта в Судане перед поездкой. Может быть, настало его время стать экспертом по безопасности. Мы начали общаться с 15 апреля 2023 года, он делился своими переживаниями до 21 апреля 2023 года. Затем он перестал выходить на связь, и его телефон был отключен до 23-го числа. Когда его коллега Аббас попытался напомнить себе об этом инциденте на похоронах, он не смог сдержать слез. Это был ужасный опыт, который мог лишить его жизни год назад. Он выжил. В сообщении, которое он отправил мне 23 апреля, после того как я потерял с ним связь почти на два дня и боялся худшего, он написал: «Дорогой Натан, мы приняли решение эвакуироваться в День Ид по дороге в Южный Судан, после того как никто не смог добраться до нашего места, а сейчас бои усилились. Покойный доктор Ашад Сентонго Мы добрались до Джубы вчера вечером после беспрерывного путешествия в течение 22 часов. Мы надеемся быть в Кампале завтра к 5 вечера, иншаАллах. Мы чувствовали твое присутствие на протяжении всего долгого путешествия. Рад сказать, что мы справились с этим вместе. Спасибо еще раз». Бог дал Ашаду новую жизнь, и он хорошо использовал этот период. Когда я спросил, где он набрался смелости выйти из квартиры, чтобы сесть на автобус пешком, он сказал, что нацелился, когда мусульмане молились утром — они прекращали огонь. Это было за пределами теории. Вместе мы были заинтригованы уровнем языка ненависти в нашей стране, и мы пытались вынести этот вопрос на рассмотрение UHRC, потому что, очевидно, язык ненависти — это проблема прав человека, но многие ошибочно принимали его за политический стеб. Это не так. Язык ненависти — это не свобода слова. Он токсичен. Поэтому мы договорились о нескольких встречах с UHRC, и нас хорошо приняли, а в некоторых случаях и пригласили. Мы сделали нашу убедительную презентацию, после чего UHRC заинтересовался последовавшими за этим ядовитыми речами, и этот вопрос рассматривается в его 26-м ежегодном (2023) отчете, глава 10. Последняя статья Ашада, по словам муфтия Мубадже, была на тему «Религиозная толерантность как решение проблемы фанатизма». Мы планировали дальнейшее конкретное взаимодействие в ближайшие месяцы по предоставлению большего количества обучения и осведомленности о возможностях профилактики для заинтересованных сторон против языка вражды, который может быть предшественником насилия и массовых зверств. Судан поднял сознание Ашада от теории конфликта до практики. Опыт Ашада в Судане был параллелен моему в Карамодже, когда я прибыл в Котидо в начале 2000-х годов, только чтобы подняться до интенсивных боев с УПДФ и карачунас, блокирующих дорогу обратно в Морото. Тогда я работал в UHRC. Я страдал от всевозможных болезней, включая малярию, пока нас не эвакуировали обратно в Морото с моим водителем. Спасибо покойному полковнику Суле Семакуле. Я полностью выздоровел только тогда, когда обратился к Сороти. Нужно оказаться в ситуации конфликта, чтобы научиться ненавидеть и избегать конфликта. Ашад ненавидел конфликт на всем протяжении и продемонстрировал всем, что терпимость, сосуществование, примирение и терпение имеют важное значение. Наследие доктора Ашада Сентонго продолжит вдохновлять тех, кто его знал и работал с ним. Его преданность миру, его интеллектуальная строгость и его непоколебимая приверженность действию, а не теории останутся путеводной звездой для многих. Его жизнь, возможно, закончилась слишком рано, но его влияние и дух будут жить вечно. Мои глубочайшие соболезнования семье и друзьям. Покойся с миром, товарищ Ашад. Натан — международный консультант, основатель и исполнительный директор Регионального центра по безопасности человека (RC4HS) Электронная почта: Byam_nat@yahoo.com 0752646891 Об авторе: Автор, г-н Натан Мвесигье Бьямукама, является основателем и исполнительным директором Регионального центра по безопасности человека в регионе Великих озер и бывшим региональным директором ICGLR Нравится:Нравится Загрузка… Связанные