(Написано совместно с коренным жителем Фернандо Паломо, Масатом Истаком или Венадо Бланко)
Воспитывать местные традиции — значит признавать их существование и исторический долг. Разумеется, когда речь идет об этом типе практики, имеется в виду любая модель сосуществования, которую сообщество как таковое должно считать достойным установления и поддержания, чтобы новые поколения могли ее изучить. Эти местные традиции все еще скрыты в таких общинах, как Санто-Доминго-де-Гусман, Панчималько, Исалько, Науисалько и других, где до сих пор проживает небольшое количество говорящих на науате.
Пословица майя «Cacal xuxac má uchuc yeztal ixími» («Посмотрите на себя, чтобы увидеть, кто вы есть») показывает не только глубину их образа жизни, но и то, насколько смиренное и мудрое видение необходимо в современном обществе, чтобы К сожалению, эта Мудрость становится невидимой на территориях страны, поскольку новые поколения (включая социальную, образовательную, религиозную систему и т. д.) не ощущают привлекательности и важности участия в этих торжествах и исконного «модуса вивенди».
Можно даже определить, что пророчество последнего из тлатоани, Куаутемока Ожидая празднования нового огня, многие готовятся, исследуют, очищают, изучают, знают и практикуют традицию.
Однако, вопреки этой печальной реальности, о которой говорилось заранее, есть секторы, которые прилагают огромные усилия и борются за сохранение наследия предков; Уже много лет священные церемониальные места вновь активизируются для празднования и празднования солнцестояний, равноденствий и других разновидностей церемоний местного происхождения, наполняя эти священные места подношениями и в качестве прелюдии к великому новому огню 2027 года.
Следовательно, столкнувшись с реальностью экономической глобализации и транскультурации, обучение другим языкам, обычаям и деятельности противоестественных народов безудержно уничтожило культурное согласие коренных народов до такой степени, что оно стало казаться несправедливым и ненужным. Несмотря на это, первоначальные обычаи становятся все сильнее, и все больше и больше людей стремятся знать и практиковать наследственные традиции, чтобы приблизиться к изначальной культурной самобытности.
Поэтому мы должны укреплять мировоззрение коренных народов, возрождать язык науат, народную медицину, культурную самобытность, ценности майя, естественный порядок, которые являются законами предков, и прислушиваться к голосу сердца изнутри; Как сказал Атат, это послание, которое передается в крови, в честь предков. Мать-Земля бьет и ласкает растения, давая свой код для получения сил и выполнения своего повеления.
Таким образом, Анауак процветает и приходит время процветания империи Кускатлан; Без сомнения, для этого необходимо стать коллективно и индивидуально сознательными, участвовать в кальмекаке, то есть в советах, которые позволят сегодня, когда этот прекрасный народ обретает достоинство, подняться над болью прошлого. и идти навстречу временам еще большей славы, проводя государственную политику, которая, наконец, предназначена для людей, и приветствуя с любовью и уважением великие традиции коренных народов.
¡На озере Хала Кен!