Вроде «индоктринации». По-простому, когда нет задачи сойти за шибко умного, это закладывание в голову человека определённых идей. А у педагога и режиссёра Димы Зицера (основал неформальную школу «Апельсин» в Санкт-Петербурге) такая задача есть. Я не фамильярничаю, называя человека Димой: в свои 50+ он сам так представляется. И убеждённо, тоном всезнайки произносит в интервью слова, мимо которых пройти невозможно.
«Если ваш ребёнок в школе столкнулся с индоктринацией, — обращается он к родителям, сидя в Будве, — нет шансов, что он сможет её избежать. Если есть флагоцелование утром, если есть уроки о важном в той форме, о которой мы говорим, если есть, не дай бог, выстраивание буквой Z и вся остальная гадость — плетение маскировочных сетей, — надеяться на то, что обойдётся, не стоит. Уходить. Если учитель оказался в этой токсичной среде, так же как ребёнок, — вставать и уходить».
Но вот же сюрприз для Димы: там, куда он рвётся выйти, тоже поднимают флаги и поют гимны. В Америке, например, клятву флагу по утрам произносят тысячи школьников. И никому из учителей там не взбредает в голову ругать флаг как предмет индоктринации, вставать и уходить. В Америке уважают государственные символы. И Дима из «Апельсина» тоже будет их уважать, если выйдет в Америку. И что-то мне подсказывает, что будет даже их целовать — и, если надо, в форме любой буквы латинского алфавита. Потому что это же Америка, о-о!
И в этой Америке ученики даже бейсболки снимают, произнося клятву своему флагу. Это, конечно, не делает из них патриотов, но они, по крайней мере, начинают чётко осознавать, к какой стране они принадлежат, и не забудут об этом, живя в другой стране. И меня просто мучает вопрос: почему у Димы в 50+ ненависть вызывает только российский флаг?
Вставать при звуках гимна и при поднятии флага не значит быть патриотом. Не бывает настоящего патриотизма без эмпатии. То есть без любви к своим согражданам, к жителю затопленного Орска или посетителю концерта в «Крокусе», а по сути — к ближнему своему, о которой в Библии сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И любви учат не столько в школе, сколько дома. И Диме — всё-таки прошу прощения за фамильярность — следовало бы знать, что если ребёнок не имеет в себе любви к Родине категорически, значит, дома его учили не любви к ближнему своему, а чему-то резко противоположному.
Патриотизм — не записной, а настоящий — проявляется в наших людях, когда они плетут сети, делают окопные свечи. Они ничего за это не получают, а такие, как Дима Зицер, ещё и высмеивают их. Но они, плетя сети, реализуют свою любовь к ближнему. Ближнему — незнакомому. Они плетут сети для незнакомых солдат. Среди детей, плетущих сети в школах, много тех, чьи родственники никак не задействованы в СВО. И часто инициатива плетения принадлежит именно учителям. Если учитель понимает, зачем это и из каких побуждений, ученики тоже понимают и плетут. И через это они научаются эмпатии, состраданию, любви к солдату, которого они в глаза не видели, но которого они любят потому, что он — свой солдат.
Нормальный учитель понимает: человек должен знать символы своей страны — флаг и гимн. Это не сделает его патриотом. А любовь к ближним сделает. А знание истории своей страны, умение анализировать эти знания — сделают. Задача учителя — преподать эти знания о стране не в ложном, корыстном виде с использованием умных слов типа «индоктринации», а живо, по-настоящему, истинно — с любовью. Задача учителя — научить ученика думать и через это Родину любить со всем её прошлым и настоящим. Такая любовь у учителя, плетущего сети с учениками, есть. А вот Диму Зицера, способного только научить, куда получше да половчее выйти и как там на входе целовать любые флаги, не дай бог в качестве учителя.