Британии снова намекнули, что пора вернуть рабовладельческие» долги
Святослав Князев
Премьер-министр Барбадоса Миа Моттли посетила Великобританию, и заявила, что официальный Лондон задолжал ее стране триллионы долларов за столетия эксплуатации. Руководство британского правительства от такой постановки вопроса совсем не в восторге.
В ходе визита в Соединенное Королевство Миа Моттли выступила в Международном институте неравенства Лондонской школы экономики. При этом она прибегла к любопытному риторическому приему. Премьер-министр Барбадоса похвалила британского короля Чарльза за ранее сделанное им в Руанде заявление о том, что пришло время признать тяжелые последствия рабства ради построения общего будущего. После этого Моттли предложила официальному Лондону перейти от слов к делу. Она заявила, что долг рабовладельческих режимов перед ее страной составляет 4,9 трлн долларов и его стоило бы компенсировать. Моттли ссылалась при этом на доклад Brattle Group, согласно которому Великобритания должна 24 трлн долларов 14-ти странам, пострадавшим от трансатлантической работорговли. Расчеты делались по результатам анализа накопленных в результате эксплуатации рабов богатств и динамики ВВП.
«Эти цифры, если вырвать их из контекста, могут показаться ошеломляющими. Но по сравнению с общим богатством, накопленным за определенный период времени, эти цифры на самом деле ничтожны… Впервые мир осознал, что мы больше не можем игнорировать травму четырех столетий порабощения и варварства, а также лишения людей их человечности», — сказала Моттли.
Она еще раз подчеркнула, что хотела бы отдать должное королю за то, что он «нашел в себе смелость» поднять тему рабства, вот только Чарльз в своих заявлениях на самом деле даже не заикался ни о каких финансовых репарациях, ограничиваясь общими соболезнованиями. Правда, Миа Моттли это нисколько не смущает.
«Мы не ожидаем, что возмещение ущерба будет выплачено через год, два или пять, потому что извлечение богатства и нанесение ущерба происходило на протяжении столетий. Но мы требуем, чтобы нас видели и слышали», — отрезала премьер-министр.
После встречи с министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Кэмэроном Моттли не стала делиться с прессой его соображениями по поводу репараций Барбадосу.
«Я не собираюсь вдаваться в подробности нашего разговора. Но… я думаю, министр иностранных дел последует примеру Его Величества», — с легкой иронией сказала глава барбадосского правительства.
Впрочем, «генеральную линию» британских властей по поводу репараций бывшим колониям чуть раньше публично озвучил премьер-министр Соединенного Королевства Риши Сунак.
«Попытка копаться в нашей истории — неправильный путь вперед, и мы не будем сосредоточивать на этом нашу энергию», — заявил он несколько месяцев назад в ответ на попытку лейбористов обсудить вопросы последствий работорговли.
Такая позиция выглядит не совсем корректно с точки зрения исторической справедливости. Даже на конкретном примере Барбадоса.
По некоторым данным, Барбадос был заселен индейцами еще во втором тысячелетии до нашей эры. Остров затронули несколько волн миграций коренных американцев в Карибском бассейне. Однако, согласно данным археологов, постоянные поселения индейцев на Барбадосе перестали существовать в начале XVI века. По одной из версий, это было связано с набегами испанских работорговцев.
На остров претендовали Испания и Португалия, однако, в конце концов, его колонизацией занялись англичане в 20-е годы XVII столетия. В 1627 году за деньги богатого лондонского купца Уильяма Кортена на Барбадосе была основана частная колония.
В этом процессе участвовали 80 свободных поселенцев и 10 английских наемных работников, обманом превращенных в фактических рабов. Вскоре, на остров привезли еще около 40 индейских невольников. Колония развивалась очень быстро. Через 12 лет после основания численность ее белого населения достигла уже 8 700 человек. Большую часть переселенцев составляли работники, нанятые по контракту. Те из них, кто попали в первые миграционные волны, успели получить на острове небольшие участки земли. Сначала основой экономики Барбадоса был экспорт табака, однако цены на него вскоре упали, и местное населения начало искать себе новое занятие. Барбадосцы попытались наладить производство рома, но очень быстро переориентировались на сахар, спрос на который на мировых рынках в это время стремительно рос.
На острове стали возникать крупные плантации, часть из которых управлялись владельцами из метрополии. В крупных хозяйствах стали массово задействовать рабов, завезенных из Африки. В 1660 году на Барбадосе жили 26 000 белых и 27 000 темнокожих. На рубеже XVII и XVIII веков на острове остались около 16 000 выходцев из Европы и 42 000 африканцев. Крупные плантаторы создавали условия для того, чтобы мелкие землевладельцы становились банкротами и покидали Барбадос. Жизнь рабов была короткой. Плантаторы выжимали из них все, что могли, доводя до смерти, а потом покупали себе новых невольников. В конце XVII столетия на острове находилось 175 крупных плантаций. Местные плантаторы были так богаты, что могли себе позволить лоббировать свои интересы напрямую через влиятельных лондонских политиков.
В качестве рабов на остров отправляли и белых — в частности, ирландских католиков и участников восстания герцога Монмута. Именно на Барбадосе развивается история знаменитого героя книг Рафаэля Сабатини и снятых по ним фильмов — Питера Блада.
В конце XVII века торговый оборот Барбадоса превосходил оборот всех остальных британских колоний вместе взятых. И даже по мере развития других колоний — в частности, Ямайки — Барбадос остался огромным экономическим центром британской колониальной империи. Столица острова, Бриджтаун, была одним из трех крупнейших колониальных городов британской короны. Совокупная стоимость колонии в 1730-е годы оценивалась в астрономическую по тем временам сумму — 5,5 млн фунтов стерлингов.
И, конечно, Барбадос был одной из важных точек накопления богатств Британской империи, позволивших ей в дальнейшем произвести индустриальную революцию и заняться модернизацией общественной жизни и экономики.
Рабы, не выдерживавшие непереносимых условий жизни, поднимали одно восстание за другим, но все они были подавлены. В 1807 году была запрещена работорговля. Но рабство на Барбадосе существовало еще почти три десятилетия. В 1816-м на острове произошло крупнейшее в его истории восстание рабов, в котором, по некоторым оценкам, принимали участие до 20 тыс. невольников с различных плантаций. Однако оно провалилось. У конной, хорошо вооруженной милиции было явное преимущество перед сбежавшими с плантаций людьми на равнинах Барбадоса. Около 120 восставших рабов убили на месте. Еще 144 были казнены после ареста. Остальных участников восстания — пленили и выслали в другие колонии.
Впрочем, даже после ликвидации рабства старые элиты долгое время сохраняли власть на острове благодаря системе выборных цензов. Абсолютное большинство населения колонии было лишено политических прав.
В 1966 году Барбадос получил независимость. На фоне других бывших колоний и, в том числе находящихся в Карибском бассейне, жизнь на нем еще относительно благополучна. Помимо выращивания сахарного тростника, барбадосцы смогли развить перерабатывающую промышленность, туризм и оказание офшорных услуг. Однако на фоне сотрудничества страны с МВФ экономика Барбадоса в 2000-е годы пережила глубокую рецессию и дефолт. 20% барбадосцев живут в состоянии бедности, а у 10% — нет даже стабильных доходов, позволяющего купить себе поесть. При этом ВВП на душу населения в Великобритании, вскормленной, в том числе Барбадосом — в 3,5 раза больше, чем на острове.
И в данном случае претензии властей бывшей колонии не стоит путать с не совсем адекватными требованиями «антирасистских» движений вроде BLM. Когда темнокожие молодые люди, живущие в штате Калифорния, где ни дня не было рабства, при полном попустительстве властей требуют, чтобы им целовали ноги на улицах, давали беспрепятственно грабить магазины и выплачивали многомиллионные «компенсации», это не имеет ничего общего со справедливостью.
А вот жителей Барбадоса (так же, как Ямайки, Индии, Бангладеш и десятков других стран) действительно ограбили на много поколений вперед. Они живут на той земле, которая подвергалась эксплуатации ради того, чтобы сделать Британию одним из богатейших государств мира.
А их предков при этом использовали в качестве инструмента, не имеющего никаких человеческих прав. Власти Великобритании это прекрасно осознают. Но, как ярко выразился Риши Сунак, официально объявляют напоминания об этом «неправильным путем». Типичная логика афериста: «Сначала тратим твое, потом наше, главное никаких претензий».
Сегодня важно, чтобы весь Глобальный Юг увидел это, оценил и сделал для себя нужные выводы. Вся «успешность» пафосного коллективного Запада быстро сойдет на нет, когда его перестанут содержать все те, кого он «под разным соусом» эксплуатирует столетиями.
И в этом контексте события 2014 года на Украине играют новыми красками. Не потому ли у границ России произошел кровавый антиконституционный переворот, на долгие годы дестабилизировавший Евразию, что Москва стала превращаться в центр морального притяжения для стран Глобального Юга, стремящихся сломить мировую неоколониальную систему?