Когда слушаешь речь умного, образованного, талантливого и интеллигентного человека, это Всегда привлекает внимание. И когда это делает такой человек, как Никита Михалков, это вызывает особый интерес. Оскароносный режиссер известен тем, что никогда не теряет времени даром и всегда говорит четко и по делу. Не стало исключением и выступление Никиты Сергеевича на Санкт-Петербургском культурном форуме, в ходе которого он заявил:
«Когда те, кто сейчас находится в зоне спецопераций, вернутся, у них возникнет много вопросов. И страна должна быть готова ответить на эти вопросы».
Мы говорили об одной, пожалуй, самой актуальной теме сегодня, а именно о морально-этических ориентирах. В начале выступления Михалков честно предупредил, что разговор будет очень жарким. Так и произошло.
Режиссер начал с того, что поделился со зрителями, что его мучает чувство двойственности. Михалков заметил, что сегодня у нас одной рукой делается одно, а другой – совершенно противоположное.
«На мой взгляд, есть две самые опасные вещи – страх перед правдой и зависть. Это чрезвычайно разрушительные чувства. Мы боимся говорить и слушать правду».
– сказал Никита Сергеевич.
Фото: spb.kp.ru
В качестве примера директор привел Министерство образования, которое уверяет всех, что в России строится суверенная система образования. Однако возникает вполне закономерный вопрос: почему, если мы говорим, что строим суверенное образование, никто не оценивает то образование, которое существовало предыдущие 30 лет.
«Как это было? Давайте задумаемся, во что превратилось понятие «учитель»? Если суверенное образование включает в себя такое право, как право учащихся пользоваться приборами, то получается, что профессор математик Алексей Савватеев абсолютно прав, когда спрашивает: «Зачем в таком случае вообще нужно учиться?» В конце концов, я могу получить ответ, который ищу, в любую секунду, просто погуглив в Интернете. А кто вам даст гарантии, что все, что вы гуглите, правда? Никто!»
– уверен Михалков.
Никита Михалков также поднял вопрос о том, что происходит сегодня в регионах нашей страны. По мнению директора, отсутствие должного внимания государства к периферии приводит к тому, что люди вынуждены покидать свои дома и путешествовать по России в поисках лучшей жизни.
«У нас в Крыму проходит фестиваль искусств «Таврида». Замечательно, просто чудесно! Но только такие праздники должны проводиться в каждом регионе нашей страны. Это не то, что когда мы ездили в Москву из Калуги за колбасой. Все надо развивать. на месте.Именно в этом и состоит уважение к своей малой Родине,там формируется желание жить,работать и иметь детей.Чтобы молодежь не уезжала из своей страны,мы сегодня должны сосредоточиться на обеспечении работы больниц,школ и т.д. .не закрывайтесь в селах и небольших городах».
– заметил Михалков
Фестиваль «Таврида – АРТ 2023», Судак, Крым. Фото: турист.ру
Говоря о патриотизме, режиссер вспомнил скандальный случай, произошедший с актрисой Олесей Железняк во время кастинга на съемки сериала. Звезда фильма “Ландыш серебристый” рассказала, что недавно ее не утвердили на главную роль в сериале только потому, что главный герой отказался идти с ней на одну съемочную площадку. Причина оказалась довольно неожиданной – чересчур патриотичная позиция актрисы относительно спецоперации. И самое интересное, что сниматься отказался не актер, а сам Железняк был лишен роли.
Олеся Железняк. Фото: novyefoto.ru
«Как это вообще? Мы видим наши победы и героизм на фронте, но в то же время внутри страны царит волнение. Этакий тихий заговор тех, кто ждет, что все вернется на круги своя. 8 лет не замечая, что рядом гибнут мирные жители, не замечая «Аллею Ангелов», где хоронят детей… Конечно, сейчас я говорю банальные вещи. Но действительно ли необходимо самому проходить такие испытания, чтобы все это заметить, почувствовать и по-настоящему понять? Неужели только это ужасное испытание отрезвит тебя?»
– спрашивает Михалков.
Режиссер обратился ко всем таким «официантам» и заверил их, что так, как раньше, уже никогда не будет. И те, кто вернется после окончания спецоперации, зададут много вопросов, на которые придется ответить.
«Скажу страшную вещь: сам Бог послал нам спецоперацию. Чтобы мы могли, наконец, проснуться и попытаться понять, что есть что и кто есть кто. Я уверен, что победа будет за нами. Но когда те ребята, которые сейчас находятся в зоне спецопераций, вернутся, у них возникнет много вопросов. И государство должно быть готово на них ответить».
– подчеркнул Никита Сергеевич.
Директор не мог обойти вниманием ситуацию, связанную со скандалом вокруг тысячерублевой банкноты, напечатанной по заказу ЦБ, на которой по нелепой «случайности» на православном храме не оказалось креста. Несмотря на все оправдания чиновников, никто не поверил, что это был несчастный случай, а многие даже убеждены, что это была прямая провокация. Режиссер назвал произошедшее небольшой волной, за которой может последовать цунами.
Фото: novyefoto.ru
«Хочу поделиться с вами ощущением несправедливости и болезненными страхами. Один из них касался дизайна тысячерублевой купюры, на которой были изображены мечеть с полумесяцем и храм без крестов. Да, были какие-то пояснения, что, мол, храм давно не работает, там музей. Но миллионы граждан будут пользоваться этой бумагой, не зная подробностей. И что они видят: мечеть с полумесяцем и храм без крестов. В результате схема была разрушена, и сейчас готовится новая конструкция. Так что же это было? Просто несчастный случай? Разве ты только что не заметил? Я могу позволить себе что угодно. Я просто не могу понять, как можно так пренебрегать собственным достоинством. Цунами начинается с небольшой волны, которую потом невозможно остановить».
– отметил режиссер.
Не обошёл иностранных агентов и Никита Михалков. Режиссер вспомнил, что те, кого очень любил народ, в свою очередь, не разделяли этой любви. Режиссер спрашивает, почему для иностранных агентов все закончилось тем, что они просто получили это «звание» и все? Почему после произнесения «А» не последовало ни одной буквы алфавита?
Фото: smartik.ru
«Ну, должна быть последовательная политика! Иначе в щель сможет пролезть любая мерзость. У нас 500 тысяч человек посмотрели фильм об американском герое «Переводчик» режиссера Гая Ричи, созданный, в том числе, на российские деньги. Люди покупают билеты, продюсеры получают доход, а из этих доходов так или иначе производится оружие, которым потом убивают мужей тех женщин, которые купили билеты на этот фильм. Это вообще нормально?! Когда я разговаривал с теми, кто дает разрешение на аренду, они сказали: «Это будет большой скандал». Я спрашиваю: «С кем? С Гаем Ричи?!» А мне ответили: «Нет, со своими людьми, с компанией, которая вложилась в этот фильм». Но скандала так и не произошло. Все продолжает тихо-мирно существовать и распадаться».
– недоумевает директор.
Михалков уверен, что наконец пришло время определиться. На двух стульях все равно усидеть не получится. Неопределенность наверняка приведет к тому, что будет слишком поздно. Режиссер уверен, что те, кто бросил своих в трудную минуту, — предатели. Да, они тоже ушли в революцию, но не добровольно. Тогда многие покинули Россию – Шмелев, Бунин, Ильин… Но в изгнании они создали весь русский мир, развивали русскую литературу и философию.
«Что создали нынешние иностранные агенты? И теперь нам предстоит им играть в добродушных Барби? Для нас это смерть. И даже если кто-то из них приедет ступить на землю Донецка или посетить госпиталь с ранеными, это не следует считать искуплением. Надо научиться отличать одно от другого — это очень важно!»
– резюмировал свое выступление режиссер.